В мае 2013 года Екатерина, оформив путёвку, поехала отдыхать с двумя детьми на остров Крит. В один из вечеров семья отправилась на развлекательное мероприятие, и там 11-летний Никита Онищенко уличил голландского аниматора Сирино Шрейвера в воровстве ноутбука и телефона. Мальчик попросил вернуть вещи, после чего Шрейвер заманил его в безлюдное место, нанёс более 20 ножевых ранений, перебил позвоночник и бросил в яму. Нашли Никиту только через шесть часов.

Первую операцию мальчику провели в Греции, позже санавиация доставила его в Германию. Врачам удалось спасти ребёнка, однако его тело было парализовано ниже ребер. Самого же Шрейвера приговорили к 11,5 года за попытку убийства и кражу. В суде родственники аниматора рассказали, что он страдает аутизмом и в Нидерландах признан недееспособным. Как оказалось, на работу его приняли за несколько дней до трагедии и без медицинской справки, хотя на заседании представители отеля это отрицали.

Позднее Онищенко пришлось переехать в Германию для лечения и прохождения постоянной реабилитации. В 2014 году Екатерина подала иски к Mitsis Hotels и туроператору «Корал тревел» на общую сумму в 630 тыс. евро, в которую вошли уже потраченные 560 тыс. Однако суды взыскали расходы на лечение в размере 2,7 тыс. евро и моральный вред 1 млн руб, а в требовании к туроператору отказали, поскольку вред был причинён не его сотрудником. В конце 2018-го Верховный суд это решение пересмотрел и постановил, что «Корал тревел» всё-таки несёт ответственность за ненадлежащее оказание услуг, входящих в турпакет. Дело отправили на новое рассмотрение.

Что касается Шрейвера, то после ареста он провёл четыре года в психиатрическом отделении тюрьмы, а затем вышел на свободу и вернулся домой, в Нидерланды. Там бывший аниматор устроился официантом в небольшой семейный ресторан, принадлежащий его приёмному отцу. Голландская прокуратура такой поворот событий комментировать не стала, сообщает baza.io.


Случаев предъявления претензий к туроператорам становится всё больше. И это неслучайно. Именно туроператор является  ответственным за реализацию турпродукта всеми его участниками. Именно на нем вся полнота гражданско - правовой ответственности. В свою очередь право потребителя на получение качественной и безопасной услуги обеспечивается основополагающими положениями законодательства о защите прав потребителей и об основах туристкой деятельности в Российской Федерации в части обеспечения безопасности оказываемых туристских услуг, ответственности за вред жизни и здоровью туристов (потребителей) и за ущерб, причиненный их имуществу.

Туристский продукт – это целостная система, комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену, включая экскурсионное обслуживание и другие услуги.

Именно такая формулировка содержится в действующем законодательстве. В свою очередь право потребителей на безопасность товара (работ, услуг) установлено ст. 7 и 11 Закона РФ от  07.02.1992 № 2300-1  «О защите прав потребителей».

А согласно пункту 18 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (утверждены постановлением Правительства РФ №452 от 18 июля 2007 года, далее – Правила) все указанные в турпродукте услуги и процесс их оказания должны быть БЕЗОПАСНЫМИ для жизни, здоровья, имущества и потребителя и окружающей среды, они не должны причинять ущерб материальным и духовным ценностям общества и безопасности государства. Казалось бы, прописные истины и ничего нового здесь нет! Оказывается есть. И очень существенное.

ВОПРОС ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАМНОГО ШИРЕ.

Наряду с туроператорами и турагентами в реализации турпродукта могут участвовать отельеры, перевозчики, гиды, проводники, инструкторы, владельцы объектов показа и посещения туристами и др. Это все так называемые третьи лица, или соисполнители турпродукта, субподрядчики, называть можно по-разному, суть не меняется. Некоторые считают, что именно они должны озаботиться безопасностью своих услуг и нести ответственность. И это действительно так.

И по закону именно на них возложена непосредственная обязанность и ответственность (вплоть до административной и уголовной) за безопасность оказываемых ими гостиничных, перевозочных, экскурсионных и иных услуг. Но не все так просто!

Дело в том, что согласно указанным выше Правилам (пункт 22) ИСПОЛНИТЕЛЬ (а это в данном случае туроператор, а также турагент) НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за реализацию турпродукта, имеющего нарушения требований БЕЗОПАСНОСТИ. Именно на них же (на туроператора и турагента) возложена ответственность за причинение вреда жизни и здоровью потребителя (туриста-заказчика), а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта, если они будут иметь место.

Иными словами, по действующему законодательству и перевозчик, и отельер, и другой субъект, оказывающий услуги в рамках турпродукта, несут ответственность за безопасность оказываемых услуг, за соблюдение правил безопасности движения, полетов, мореплавания, за обеспечение пожарной безопасности и т. д. И в случае причинения ущерба в рамках уголовного или административного судопроизводства они обязаны будут отвечать, в том числе и своим имуществом, за причиненный ущерб. 

При этом закон не исключает, а наоборот предусматривает (!) ответственность туроператора и турагента за ущерб, причиненный в процессе оказания услуг в рамках турпродукта! И потребитель сам вправе решить, предъявлять ли претензию турпореатору и турагенту или нет.

НЕСПРАВЕДЛИВО? ОТНЮДЬ!

Если провести аналогию между турпродуктом, состоящим из набора различных услуг, с автомобилем, состоящим из множества комплектующих от десятков производителей и поставщиков по всему миру, то логика есть. Ведь кто в конечном итоге несет ответственность за готовый автомобиль? Автопроизводитель! Так и с турпродуктом – ответственность несет ТУРОПЕРАТОР и ТУРАГЕНТ.  Логика та же самая.

Как уже сообщалось выше, на туроператоре и турагенте лежит обязанность по оказанию БЕЗОПАСНЫХ услуг в рамках турпродукта. Исполнитель обязан представить потребителю туристский продукт, который соответствует обязательным требованиям безопасности, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами!