Напомним, Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2017 года № 447 утверждены «требования к антитеррористической защищенности и форма паспорта безопасности гостиниц и иных средств размещения». По разным данным, под действие указанного акта попадают свыше 21 тыс. различных средств размещения.

Необходимость осуществления данных мер по антитеррористической защищенности мест размещения ни у кого не вызывает сомнения. Безопасность и антитеррористическая защищенность оказывают существенное влияние на въездной и внутренний туризм. Однако, по мнению экспертов, практика реализации указанных Требований выявила ряд положений, реализация которых либо бессмысленна, либо невозможна, а отдельные из них противоречат законодательным и другим нормативным правовым актам. Этому посвящена серия публикаций в предыдущем номере нашего журнала «Безопасность индустрии туризма», об этом шла речь на конференции по безопасности туризма, которая состоялась 15 мая 2018 года в Москве.

Так, одним из ключевых спорных требований (пункт 18)  предусмотрено оснащение всех гостиниц, независимо от их вместимости и категории опасности, средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции).

Суть вопроса: на взгляд большинства отраслевых экспертов, это требование подлежит серьезной корректировке. Понятие «кнопка экстренного вызова наряда полиции» действующими нормативными правовыми актами вообще не установлено. Более того, данное требование противоречит ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Так, его исполнение понуждает отельеров к заключению договоров охраны с подразделениями вневедомственной охраны и ФГУП «Охрана Росгвардии». При этом гостиницы не включены в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, а значит, и не обязаны (а имеют право) заключать договоры охраны и оснащаться «кнопками экстренного вызова наряда полиции».

С целью устранения этого недостатка редакция журнала обращалась изначально к его разработчику (Минкультуры России). Однако в связи с отсутствием в составе указанного министерства специалистов соответствующего профиля нам не смогли дать соответствующих разъяснений и комментариев и рекомендовали обратиться в ряд федеральных органов исполнительной власти (ФСБ, МВД, Минюст России, Росгвардия) и Национальный антитеррористический комитет.

В этой связи редакция издания и Ассоциация «Безопасность туризма» обратились с просьбой инициировать рассмотрение и устранение недостатков в указанных Требованиях к Чуйченко Константину Анатольевичу, заместителю Председателя Правительства – руководителю аппарата Правительства РФ. 

В итоге, по результатам наших обращений мы получили ответ из Министерства культуры РФ, в котором говорится, что проект постановления "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2017 г. № 447", в котором внесены изменения в пункт 18 уже подготовлен и получено на него положительное заключение Минэкономразвития России (скачать проект >).

Кроме того, подготовлена таблица разногласий с Росгвардией в части исключения необходимости установки системы тревожной сигнализации для гостиниц 3 и 4 категрии опасности.

По мнению экспертов это большой шаг к минимизации издержек отельеров и соблюдения принципов разумной достаточности в обеспечении безопасноти гостиниц и иных мест размещения. 

В свою очередь, в целях исполнения уставных задач, восстановления законности и защиты прав и интересов владельцев мест размещения Ассоциация «Безопасность туризма» продолжит практику взаимодействия с представителями федеральных органов исполнительной власти.