Транспортная безопасность и лицензирование – фактор, замедляющий развитие туристической отрасли

18 января 2018 года на площадке Общественной палаты Российской Федерации ведущие эксперты отрасли собрались, чтобы обозначить ключевые проблемы связанные с туристическими автобусными перевозками, в том числе председатель Правления Ассоциации «Безопасность туризма» Сергей Иванович Груздь.

Внимание к этой теме усилило лицензирование автобусных перевозок. Затяжной процесс получения лицензии может стать камнем преткновения для развития экскурсионного туризма в нашей стране.

Среди прочих проблем рядом спикеров во главе с модератором Круглого стола, Еленой Васильевной Суторминой, председателем Комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению ценностей, были обозначены и такие, как отсутствие дорожной инфраструктуры, сложности с подачей уведомления о предстоящей перевозке детей, обновление автобусного парка и ряд других. Елена Васильевна отметила, что из-за долгих бюрократических формальностей, отнимающих у перевозчиков много времени и денег, в более выгодном положении оказываются зарубежные перевозчики, например из стран Балтии, а также нелегальные перевозки.

Ольга Анатольевна Санаева, вице-президент Российского союза туриндустрии, выделила четыре главные проблемы организации автобусных перевозок – старение автобусного парка (проблема требует совместного решения с Минпромторгом и Минэкономразвития), отсутствие стоянок даже на знаковых маршрутах (например, Золотое кольцо), большое количество неурегулированных вопросов в части перевозок групп детей, а также проблема въездного туризма (были случаи, когда автобус с иностранными граждами просто не допускался к пересечению границы и вынужден был ехать обратно). 

Юрий Юрьевич Свешников, президент «Московского транспортного союза» отметил, что постановление Правительства РФ №1177 нуждается в ряде серьезных корректировок . Было предложено сократить срок уведомление о совершении городской перевозки детей до 24 ч, а междугородних – до двух дней.

Он также отметил абсурдность положения, согласно которому соискатель лицензии в начале должен выполнить все требования по транспортной безопасности (пройти категорирование, оценку уязвимости автобусов, разработать план транспортной безопасности). Но на эти процедуры уходит от полугода до года, а значит за приобретённый в лизинг автобус (который в этот период нельзя эксплуатировать) надо будет заплатить почти 1 млн рублей, не считая затрат на услуги по транспортной безопасности (а это еще около 200 тыс. рублей на каждый автобус). 

Другими выступающими было предложено полностью отменить возрастной ценз на автобусы – транспортное средство для организованной перевозки групп детей сейчас не может быть старше 10 лет (требование уже действует в г. Москве и Санкт-Петербурге, его собираются распространить и на другие города и села России). Прозвучала мысль об избыточности необходимости в уведомлении о предстоящей поездке. По мнению некоторых экспертов, вполне может быть достаточно списка детей с номерами телефонов родителей и экстренных служб на маршруте.

Многие участники Круглого стола поддержали идеи разрешить ездить автобусам, перевозящим организованные группы детей, по выделенной полосе, где сейчас имеют права ездить лишь маршрутный городской транспорт и…такси?! А автобусы с детьми – не могут? 

Коснулись проблемы работы водителей из других стран, для которых русский язык – не родной. Было предложено размещение на сайте Минтранса и ГИБДД учебных материалов и инструктажей в видеоформате для их скорейшей адаптации. 

Резонансным стало выступление Киры Анатольевны Журавской, генерального директора ООО «Драйв-Тур», члена Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы», рассказавшей и ситуации с автобусными перевозками детей в г. Санкт-Петербурге. Спикером было предложено разделить дальние и городские детские перевозки. Также были названы компании, занимающиеся незаконной продажей путевой документации в г. Санкт-Петербурге. Вновь поднялся вопрос с китайскими туристами, нашедший отражение на страницах готовящегося номера журнала «Безопасность индустрии туризма» - а точнее, о водителях автобусов из КНР, нарушающих правила, но при этом остающихся безнаказанными по причине отсутствия контроля.

Низкие цены на услуги подобных нелегальных перевозчиков, к большому сожалению, делают их конкурентоспособными, но не стоит забывать, что полученная ими выручка в государственный бюджет не попадает. Они демпингуют добросовестных перевозчиков и ставят под угрозу безопасность пассажиров. 

Представитель МВД РФ, Сергей Алексеевич Чипурин, начальник 5 отдела Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения, высказался «за» уведомление вне зависимости от типа совершаемой поездки. Он подчеркнул, что главная цель всех законов и постановлений – это снизить смертность на дорогах. Именно поэтому полковник полиции Чипурин высказался против повышения максимальной разрешенной скорости для автобусов с детьми, которая сейчас составляет 60 км/ч. Хотя у многих это ограничение скорости вызывает удивление (почему-то автобусам, перевозящим пассажиров, в том числе и детей, разрешена скорость значительно выше).

К сожалению, в ходе столь оживленной дискуссии в стороне остались вопросы пожарной безопасности автобусов. Председатель Правления Ассоциации «Безопасность туризма» Сергей Иванович Груздь подчеркнул, что пожары с гибелью и травмированием детей на автобусах, продолжают иметь место. По мнению Сергея Груздя, возникающие пожары во многом являются следствием недостатков государственной политики, нормативного правового регулирования и межведомственной разобщенности при осуществлении государственного надзора (контроля) в сфере обеспечения пожарной безопасности колесных транспортных средств, включая автобусы, используемые для организованной перевозки группы детей. Дело в том, что, по мнению Сергея Ивановича, четыре руководящих документа по-разному регламентируют количество и виды огнетушителей, которыми должны оснащаться автобусы. Вопрос этот доведен просто до абсурда. Подробнее здесь >

Спикером предложено создать межведомственную рабочую группу из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (МЧС России, Минпромторг России, Минтранс России, МВД России и др.), силами которых провести анализ требований Правил дорожного движения, Правил технического осмотра, Техрегламента и ГОСТа и подготовить предложения их гармонизации.

По итогам Круглого стола будут подготовлены рекомендации, в которых найдут отражение все высказанные предложения. Обзор мероприятия и итоги Рекомендаций будут опубликованы в готовящемся номере журнала «Безопасность индустрии туризма», приуроченного к главным конгрессно-выставочных мероприятий весны 2019 года:

  • «Интурмаркет-2019» (9-11 марта, Москва);
  • Московская международная туристическая выставка MITT (12-14 марта, Москва);
  • Securika Moscow / MIPS (19-22 марта, Москва).

Подписаться на журнал >

Купить on-line >