Проблемы миграционного учета. В поисках оптимальных решений

Инициатором совещания выступило Главное управление региональной безопасности Московской области. Среди приглашенных были представители МВД России, Ассоциации «Безопасность туризма» и др.  Вел мероприятие представитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексеенко Олег Владимирович.

Самое непосредственное участие в совещании также приняли  отельеры, а также разработчики аппаратных программных комплексов, программного обеспечения по автоматизации процесса сбора и передачи данных о постояльцах по миграционному учету. 

ЕПГУ 
Совещание началось с обсуждения технических аспектов доработки Единого портала государственных услуг. Он сообщил, что в настоящее  время тестовая эксплуатация портала ЕПГУ (для решения задач  миграционного учета) проходит в пяти пилотных регионах. За время этого эксперимента услугами воспользовались порядка 100 000 человек (100 000 заявлений обработано, прим.ред.). 

Однако, собравшихся данная цифра не впечатлила, присутствующие эксперты оценили, что это – капля в море, что это – лишь малая толика от общего количества туристов, от общего количества иностранцев, которые приезжают в РФ.  Данный приведенный факт послужил началу активной дискуссии, в ходе которой были высказаны наболевшие проблемы, которые возникают при эксплуатации ЕПГУ. 

Суть вопроса
Как известно, ЕПГУ первоначально не планировался для использования в качестве инструмента миграционного регистрационного учета. Пришлось его адаптировать под эту задачу. Адаптация началась более 2,5 лет назад с эксперимента, в ходе которого была поставлена задача привести функционал ЕПГУ  к реализации задач  миграционного учета. 

Так, например, в Москве отказались полностью от использования ЕПГУ, и правительство Москвы профинансировало специальный проект.  ГКУ «Московская безопасность» в рамках данного проекта осуществляет прием и обработку пакета документов, представленных отельерами и владельцами иных средств размещения для подключения к ПО «МВ с ИС ГУ МВД России по г. Москве». Отельерам были предоставлены соответствующие идентификаторы, электронные подписи, средства криптографической защиты информации, и техническая поддержка. В Санкт-Петербурге, по-прежнему, используют программные комплексы разных производителей, разных коммерческих структур (были попытки брать плату за услугу). 

В большинстве же регионов России продолжается копирование паспортов, (документов удостоверяющих личность), всех заполненных страниц, и потом эти бумаги передаются в подразделение по вопросам миграции. Это неэффективно, затратно, и поэтому, ни о какой национальной безопасности в данном случае, речи быть не может. 

Когда состоялся обмен между разработчиками, представителями МВД России и отельерами по вопросу технических неполадок, слово было предоставлено Председателю Правления Ассоциации «Безопасность туризма» Сергею Груздю, который сказал, что проблемой усовершенствования ЕПГУ можно заниматься бесконечно, и вся эта история напоминает день сурка. 

«Мы это уже много-много лет, как минимум, 3 года, обсуждаем, и эта проблема не сдвинулась с мертвой точки. По-прежнему, она остается. По-прежнему, санкции за малейшее нарушение порядка миграционного учета для отельеров от 400 000 руб. до 500 000 руб. на юрлицо. Под страхом этих санкций, отельеры, иногда, (в регионах особенно) отказываются вообще от размещения иностранных туристов, и это все происходит на фоне принятой недавно стратегии развития туризма в РФ, одной из целей которой является увеличение туристического потока, повышение комфорта, снятие каких-то ограничений, каких-то барьеров», - констатировал Сергей Груздь.

По мнению Председателя Правления Ассоциации «Безопасность туризма», регистрационный миграционный учет является одним из таких барьеров, который является раздражителем для отельеров, который вызывает возмущение у иностранных гостей, это достаточно сложный, запутанный механизм. 

«Это как смартфон, где ПО можно обновлять,  бесконечно какие-то новые версии будут приходить, так и ЕПГУ можно совершенствовать бесконечно», прокомментировал Сергей Груздь. 

Ассоциация «Безопасность туризма» с 2017 года неоднократно озвучивала оптимальные подходы и возможные пути решения проблемы. Так, по мнению члена Ассоциации – компании АО «СФЕРА»: самый рациональный вариант в использовании ЕПГУ – с использованием интерфейса в открытом формате загрузки данных. Это позволило бы проводить массовые операции, работать пакетно средствами сторонних организаций. Подробнее читайте в интервью руководителя отдела сопровождения компании Александры Румянцевой (для скачивания - кликните по изображению ниже).

По мнению Ассоциации, сегодня функционал ЕПГУ может быть реально использован  лишь в малых средствах размещения. А для больших средств размещения целесообразно отказаться от ручного ввода данных на постояльцев, что занимает большое количество времени. Кроме того, сегодня отельеры не могут обратиться за консультациями, техподдержка не работает, обратной связи нет, и возникают ситуации, из которых выход не совсем понятен. Все это было высказано в очередной раз.

«Отельеры нам рассказывали о практике, когда они вынуждены нанимать студентов, которые в ночное время обрабатывали сведения о постояльцах для того, чтобы ввести их в базу данных И это притом, что во всем мире идут по другому пути: все чаще и чаще в странах применяются так называемые считыватели, (сканеры), которые сканируют документ, удостоверяющий личность буквально в несколько секунд, и информация сразу же поступает в такие базы», - привел пример Сергей Груздь.

Участники совещания с интересом узнали, что по предложению Всемирной туристской организации и Ассоциации «Безопасность туризма», предлагается вообще ввести биометрический идентификатор для туристов, с помощью которого можно было бы однажды пересечь границу, а потом, в последующем путешествии по стране, можно легко и просто отмечаться: либо по отпечатку пальца, либо по зрачку, либо по каким-то другим параметрам. Такая система распознает человека, его идентифицирует, и, таким образом, информация поступает в базу данных. Сейчас уже подобные технологии применяются и в аэропортах РФ, этим заинтересовалась банковская система. 

«А же по-прежнему, пытаемся совершенствовать тот устаревший подход, (ручной ввод данных). Тут сразу проявили инициативу разработчики программных комплексов, которые хотят предложить свои решения для автоматизации этого процесса, для ускорения этого процесса, но это – вчерашний день», - сказал спикер.

В век цифровизации данный подход уже мало приемлем. 

По мнению Сергея Груздя, нужно думать о внедрении специальных технологий, которые мгновенно осуществляют регистрационный миграционный учет, не затрачивая колоссальное количество средств, времени, и не создавая неудобств, как принимающей стороне, так и путешественникам. И это было ключевой мыслью и предложением выступающего.

«Надеемся, что 4 октября 2019 года на заседании Рабочей группы «Безопасность в сфере туризма» Координационного совета по развитию туризма в Российской Федерации при Правительстве РФ  этот вопрос  также будет обозначен и включен в планы работы Рабочей группы. Полагаем, что на уровне Правительства РФ будет найдено оптимальное решение для решения этой проблемы», - заключил Сергей Груздь.

Уважаемые коллеги! Все предложения, которые есть у бизнеса, у профессионального сообщества отельеров, мы  готовы принять, с тем, чтобы 4 октября уже обозначить конкретный круг проблемных вопросов в рамках миграционного регистрационного учета.
Предложения можно направлять на адрес: apparat@tourismsafety.ru