Счетная палата проверила обоснованность и эффективность предоставления в 2016-2018 гг. бюджетных ассигнований АО «Корпорация развития Северного Кавказа» на создание медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализации инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа. 

По итогам проверки Счетная палата признала деятельность АО «КРСК» неудовлетворительной.

«Ни одна из ключевых целей создания Корпорации, обозначенных в Стратегии от 2011 г., не достигнута. Проектная деятельность на дату завершения проверки практически отсутствовала, балансовые показатели деятельности Корпорации характеризуются накопленными убытками в объеме до 3 млрд рублей к концу 2018 года. Имеются замечания к финансово-хозяйственной деятельности Корпорации и выстроенной системе КПЭ в условиях отсутствия результативности работы», – констатировал в ходе выступления на Коллегии аудитор Андрей Перчян.

Проверка показала, что в Корпорации отсутствовал налаженный механизм, который бы позволял отбирать и предлагать к реализации инвестиционные проекты. В совокупности с ошибками планирования и низким качеством обоснования объемов докапитализации в 20160-2018 гг., бюджетные ассигнования, поступающие на счета АО «КРСК», остаются невостребованными длительные сроки.

Так, на 5 октября 2018 г. из более 100 инвестиционных заявок до стадии реализации и финансирования за два с половиной года дошли только две. Пронвестировано в два проекта 650 млн руб., что составляет всего 7% от бюджетных средств, предоставленных Корпорации из бюджета в 2016-2018 гг.

Система стратегического планирования в Корпорации не сформирована, количественные показатели, позволяющие оценивать результативность Корпорации, не установлены. Несмотря на то, что Корпорация стала основным исполнителем и получателем бюджетных средств (через докапитализацию) по подпрограмме «Создание медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод», новая Стратегия деятельности не утверждалась.

В декабре 2016 г. на разработку проектной документации медкластера Корпорация получила из федерального бюджета 1,62 млрд руб. При этом Минкавказ в апреле 2017 г. подтвердил потребность на указанные цели только 852,2 млн рублей, а по результатам открытого конкурса стоимость работ по проектированию объектов медкластера была определена в сумме 798,5 млн руб.

«Это означает, что целевые средства из бюджета были предоставлены с двукратным превышением необходимого объема. При этом целевой характер указанных средств не позволяет направить оставшиеся 821,5 млн на финансирование других проектов. В результате в настоящее время указанная сумма фактически заморожена на счете Корпорации в УФК по Ставропольскому краю в течение почти двух лет», - констатировал аудитор.

Кроме того, АО «КРСК» и руководство Ставропольского края не пришли к единому мнению относительно концепции медкластера. В результате утвержденный участок в непосредственной близости к аэропорту Кавминвод был заменен на отдаленный участок на территории Карачаево-Черкеской Республики, что не только ухудшило транспортную доступность объектов кластера, но и создало риски удорожания проекта в связи с дополнительными затратами по подключению к сетям.

Помимо проекта по созданию медкластера, Корпорация получила в 2016 г. из бюджета 450 млн руб. на проект по созданию высокотехнологичного производства 3D конусно-лучевого томографа на базе ООО «Севкаврентген-Д». При этом средства Корпорация запрашивала до проведения комплексного анализа проекта. Как следствие, уже после их выделения в ходе анализа выявились долговые риски у материнской компании инициатора проекта. В итоге на момент проверки проект был исключен из планов Корпорации, а 450 млн руб., имеющие целевое назначение, также не могут быть использованы на другие проекты.

Еще один масштабный проект, реализуемый Корпорацией – строительство Международного выставочного центра (МВЦ) рядом с аэропортом Кавминвод, был начат еще в 2012 г. Однако из-за проблем финансирования со стороны ВЭБа и разногласий между заказчиком, генподрядчиком и другими сторонами проекта строительство объекта в конце 2014 г. было остановлено в высокой стадии готовности.

«До настоящего времени объект не завершен, не принят в эксплуатацию и генерирует отрицательный денежный поток. Фактические расходы составили 4,6 млрд руб. Для завершения строительства требуется еще около 700 млн руб., которые предполагается выделить из средств федерального бюджета, поступивших в виде докапитализации в АО «КРСК» в 2018 году. При этом актуальные бизнес-план и финансовая модель проекта отсутствуют, перспективы использования МВЦ не определены. Об окупаемости проекта речь даже не идет», - заявил Андрей Перчян.

Присутствовавший на Коллегии Министр Российской Федерации по делам развития Северного Кавказа Сергей Чеботарев сообщил, что Минкавказ, которому в конце прошлого года были переданы полномочия по управлению АО "КРСК", запланировал меры по устранению выявленных проблем и недостатков. «С выявленными проблемами будем разбираться. Будем вместе разрабатывать новую эффективную стратегию КРСК. Что касается медкластера, то предполагаем скорректировать формат проекта, предложив его инвесторам после разработки проектной документации для реализации на основе частно-государственного партнерства», - отметил глава Минкавказа.

Коллегия приняла решение направить представление в АО «Корпорация развития Северного Кавказа», информационные письма – в Правительство Российской Федерации и ФАС России. Отчет будет направлен в палаты Федерального Собрания и полномочному представителю Президента в Северо-Кавказском федеральном округе.


Без комментариев...