Инвесторы: мы выбираем хостелы!

В 2018 г. в 50 крупнейших городах России, по информации OneTwo Trip, через системы бронирования клиентам были доступны места в 530 новых хостелах. Показатель на 83% превысил результаты 2017 г. Это примерно треть от всего рынка: в общей сложности через те же системы бронирования доступно порядка 1,57 тыс. российских хостелов. 

При этом только в Москве рост недорогого временного жилья вырос на 34,7%, отмечает "КоммерсантЪ": в начале года таких объектов в столице было 438, а к декабрю - уже 590. Таким образом, Москва стала лидером по стране: за год в городе появился 121 новый хостел.

В Санкт-Петербурге открылось 67 новых хостелов, в Казани - 32, Екатеринбурге - 24, Ростове-на-Дону - 21, Самаре - 19, Нижнем Новгороде - 18, Краснодаре - 17, Новосибирске - 14, Волгограде и Иркутске - по 13. Основной рост наблюдался в городах, принимавших ЧМ-2018, ставший одним из основных драйверов роста гостиничного бизнеса эконом-класса. По данным Погранслужбы ФСБ, с января по сентябрь в Россию приехало 3,6 млн иностранных туристов, что на 8,5% меньше, чем годом ранее.

Вторым основным драйвером стал рост внутреннего туризма. Как недавно заявлял премьер-министр Дмитрий Медведев, увеличение внутреннего турпотока в текущем году составило 25%. 

Спрос есть, а предложение создать несложно: хостелы достаточно привлекательный проект для инвесторов, так как больших вложений они не требуют, а окупаются быстро.

Как сообщают опрошенные "Коммерсантом" эксперты, для вхождения на этот рынок требуется около 10 млн руб. Эта сумма окупится в среднем за 12-18 месяцев.

"Безусловно, хостельный бизнес значительно проще, чем гостиничный: меньшее количество бизнес-процессов и обслуживающего персонала, нет особых ожиданий клиентов от сервиса и более низкий уровень ожидания от продукта", - отмечает руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяна Веллер, отмечая при этом, что на рынке наблюдается высокая конкуренция и маленьким игрокам работать в этом бизнесе все сложнее.

Этот сегмент в России начинает привлекать крупных портфельных инвесторов, комментирует руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE Татьяна Белова. В качестве примера она приводит открывшийся в этом году первый международный сетевой хостел Meininger Hotel в Санкт-Петербурге. Также в Москве и Санкт-Петербурге сейчас развивается сеть Netizen, основанная экс-совладельцем ритейлера «Азбука вкуса» Кириллом Якубовским.


Если крупные сетевые отели еще могут спать спокойно, то небольшие игрокам отельного бизнеса уже говорят о наличии признаков недобросовестной конкуренции со стороны хостельеров. Действительно, владельцы гостиниц (отелей) выполняют все требования, предъявляемые законодательством в этой сфере не исключая и довольно жесткие и весьма затратные требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности мест размещения. Тогда как владельцы хостелов ограничиваются минимальными требованиями или вообще не делают ничего, так как, зачастую, находятся в жилых домах.
Но хостелы - не жилье! Тогда, что это такое? Помещение общественного назначения? Если жилье, то в жилье нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, оказанием услуг. Если, конечно, эта деятельность не носит творческий характер, не угрожает другим людям. Хостелы предназначены для оказания услуг неограниченному кругу лиц, по сути гостиничных услуг. Что, собственно запрещено жилищным законодательством. Хостел -  это отличное от жилья, по сути другое по функциональному назначению помещение,  и опасность при этом у такого помещения другая. А значит и требования, соответственно, должны быть другие, применяемые к другим владельцам мест размещения.