Опубликована новая редакция Положения о классификации гостиниц

Уважаемые коллеги! Недавно, участникам обсуждения проекта был разослан Протокол от 25.01.2019 г., содержащий предварительно принятую редакцию документа, с учетом замечаний участников обсуждения.

Напомним, что в течение практически всего 2018 года, пока эта работа велась Министерством культуры РФ, проект «Положения» приобретал все более утяжелявшуюся структуру, обрастал многочисленными детальными требованиями. В нем, дополнительно к «Звездной», были введены отдельные требования и критерии по системе «Ключей» для классификации «квартирных» отелей, сервисных апартаментов, гостевых домов, аквателей и др. средств размещения, а также «Система классификации хостелов». Многоярусная схема классификации была снабжена расширенными требованиями ко многим видам гостиничной инфраструктуры и сервисов. 

Получить искомый балл оценки соответствия можно было лишь с применением непростых формул. Попытки провести «пилотную» классификацию гостиниц по этим требованиям показали нежизнеспособность проекта.

На декабрьском заседании экспертного совета по туризму в Совете Федерации Сергей Галкин, только что назначенный заместителем министра Минэкономразвития РФ, предложил «отложить и доработать» систему обязательной классификации гостиниц, соответственно, перенести срок вступления в силу требований к классификации гостиниц (подробнее >).

17 января с.г. участники обсуждения проекта «Положения» получили принципиально новый документ, в котором были частично учтены требования вступившего в силу с 1 января 2019 года Федерального закона 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии».

Проведенные Минэкономразвития совещания с участниками гостиничного рынка позволили сформировать представленный проект. Текст проекта с учетом проведенного к 25 января с.г. редактирования можно посмотреть по ссылке> 

Примечательно, что в основе проект имеет немного модернизированную существующую систему требований, без «новаций» в сложившихся «звездных» категориях. Более существенные изменения коснулись порядка и процедур работы аккредитованных организаций, с учетом записанных в Законе 16-ФЗ положений о полномочиях органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма – по передаче функций аккредитации, контроля и организации работы аккредитованных для проведения классификации экспертных компаний с регионального на федеральный уровень.

Разработчики проекта, при этом, не смогли договориться по вопросу требований к хостелам и некоторым другим средствам размещения. Ряд позиций и требований проекта «Положения» имеют пометку: «дополнительно проработать». Эта «дополнительная проработка» может занять гораздо больше времени, чем объявленный Минэкономразвития РФ на совещании 18 января с.г. срок «запуска» новой системы классификации с 1 апреля. 

Представляется, что Правительству РФ, которое должно утвердить новое «Положение», понадобятся убедительные доказательства соответствия формулировок документа действующему законодательству, в том числе, в части правового положения «квартирных» объектов гостиничного размещения. Обращает на себя внимание и поступившая в эти дни информация о том, что Госдума может до конца весенней сессии (28 июля) принять закон, вводящий запрет на размещение хостелов в жилых помещениях.

Оценка проводящийся модернизации системы классификации, вместе с тем, показывает ограниченность маневров, призванных реально усилить воздействие на качество гостиничного хозяйства.

В предлагаемой, как и существовавшей до этого, системе классификации упущены два главных рычага, способных придать прозрачность процессу присвоения «звёзд» и снизить зашкаливающий уровень недобросовестности при присвоении категорий гостинцам.

Первое – это невнимание к организации работы экспертов. Очевидно, что без тщательно контролируемого процесса подготовки, переподготовки, аттестации, создания работоспособного, профессионального, мотивированного качеством своей работы и престижем в отрасли, не коррумпированного экспертного корпуса вся система напоминает «лошадь, запряженную позади телеги».

Второе – наличие (вернее, отсутствие) открытого и действительно профессионально организованного электронного портала классификации («Федеральный перечень»).

В таком портале гостиницы могли бы самостоятельно регистрироваться (еще до прохождения классификации), проводить по балльной шкале самооценку, позволяющую выбрать категорию. Портал должен содержать базу всех действующих экспертов с их рейтингом, а гостиницы могли бы выбирать нужный им «пакет» услуг экспертов с фиксированной (регулируемой, а не произвольно устанавливаемой) стоимостью. Было бы правильным, чтобы этот электронный ресурс был бы также и методологическим центром процесса классификации, чтобы и гостиницы, и эксперты могли бы получать в нем квалифицированные подсказки.

Мем об «английском газоне», который создается путем ежедневной подстрижки в течение сотни лет, актуален и в части гостиничной классификации. Это, по своей сути, долгий процесс выращивания «цивилизованной» отрасли, который вряд ли можно решить в измерении - «перенесем еще на полгода».

НИКОЛАЕВ
Леонид Васильевич,

вице-президент Ассоциации "Безопасность туизма",
генеральный директор ООО «Строим Отель» 


Ассоциация "Безопасность туризма", в большей степени, оценивает положительно данную редакцию Положения и те изменения, которые внесены членами рабочей группы.  Несмотря на существенную оптимизацию проекта, главное в нем сохранено: соответствие объекта требованиям пожарной безопасности и антитеррористической защищенности обязательные условия!

Полагаем, что в последующем бует наработана практика и даны разъяснения по особенностям реализации требований безопасности и всех необходимых процедур подтверждения.