ТПУ и отель - все под одной крышей: как обеспечить их безопасность?

Чем выше пешеходная доступность объектов, тем комфортнее город. К такому выводу пришли столичные власти. Время же, сэкономленное в пути, человек может потратить более эффективно на себя - на учебу, спорт, семью". Опять же для пеших прогулок по городу туристам этот аспект весьма важен. Помочь же в этом горожанам и туристам должны 250 транспортно-пересадочных узлов, которые планируется построить в Москве в ближайшие годы.

Транспортно-пересадочный узел для московских строителей явление новое. Прежде их не строили и даже не проектировали. Но объединить железную дорогу, подземку и наземный городской транспорт под одной крышей в Москве никому, в отличие от японцев, в голову не приходило. Теперь же такая задача для правительства города - в числе приоритетных. 

- 100 транспортно-пересадочных узлов из 250 будут плоскостными, - рассказал корреспонденту "РГ" первый замгенерального директора по девелопменту "Мосинжпроекта" Альберт Суниев. - Это значит, что возле метро будут оборудованы перехватывающие парковки, на которых можно оставить автомобиль и дальше отправиться на общественном транспорте. А 150 - капитальными многофункциональными комплексами. Проекты 96 из них уже разработаны, а первые шесть частично даже сданы в эксплуатацию. Это ТПУ "Новохохловская", "Окружная", "Ленинградская", "Озерная", "Шелепиха", "Рязанская", "Рассказовка" и "Ховрино".

В "Ховрино", который формируется на севере столицы, уже открылся новый автовокзал "Северные ворота". В ближайшее время появится и капитальный паркинг на 400 машин. Полностью же ТПУ будет готов в 2020 году.

К 2022 году один из крупнейших ТПУ появится на площади Савеловского вокзала. Но самым мощным, не сравнимым ни с каким другим, станет ТПУ "Рязанская", который строится на юго-востоке столицы. Ввод его полностью намечен также на 2022 год. 

Инвесторы выстроились в очередь

Что интересно, строительство ТПУ сейчас как никогда прежде привлекает частных инвесторов. На аукционах на каждый проект - по несколько претендентов.

Есть среди них и иностранцы. Например, в строительстве ТПУ "Савеловская" очень заинтересованы и французы, и японцы: хотят построить в его составе отель на 180 номеров с подземной парковкой на 60 машин, которой смогут пользоваться все проживающие и работающие поблизости.

Альберт Суниев объяснил такой интерес изменениями правил игры. Если раньше город предлагал застройщикам взять на себя в виде обременения сооружение и всей технологической части - железнодорожных путей, платформ и т.д., то сейчас технология строится на бюджетные деньги. Бизнесу же остается вложиться в магазины, гостиницы, офисы. "Бюджет от этого не проиграл, - объяснил Суниев. - Получает свое за счет повышения арендной платы на землю. Зато частники пошли".

В итоге город выделил из бюджета на ТПУ 53 млрд руб., а инвесторы готовы вложить втрое больше.

Проекты 24 транспортных узлов будут выставлены на торги в первом полугодии этого года. Вокруг них планируется построить примерно один миллион квадратных метров различной недвижимости - от спортивных центров и объектов торговли до офисов и жилья.  



Несомненно, транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) являются важнейшими элементами транспортной инфраструктуры мегаполиса и активно используются туристами для перемещений по городу.  Однако, в части обеспечения антитеррористической защищенности ТПУ не так все просто и есть вопросы.

Так, в состав ТПУ входят не только объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ), но и другие объекты, не относящиеся к транспортной инфраструктуре, в том числе отели, ТРЦ и пр. А это не позволяло ранее юридически объединить их в качестве единого ОТИ, что создавало сложности при обеспечении их безопасности.

Однако, подписаный в сентябре 2018 года приказ Минстроя России от 21.09.2018 N 609/пр "Об утверждении свода правил "Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования"  исключил эту дилемму. Теперь пунктом 5.1.3 СП 95.1325800.2018В определен совершенно конкретный перечень объектов, который может быть включен в состав ТПУ. Там оказались и ТРЦ и гостиницы и пр. В свою очередь п. 7.4 данного СП "Антитеррористическая и противопожарная безопасность" гласит, что проект ТПУ должен соответствовать в сфере антитеррористической защиты СП 132.13330 и 7.4.3, а в сфере пожарной безопасности СП 4.13130, СП 8.13130, СП 10.13130.

Несмотря на принятие данного свода правил некоторые эксперты считают, что документ четкой ясности в данном вопросе так и не установил.

А вы как считате? Свое мнение можно направлять в редакцию: red@tourismsafety.ru

Наиболее интересные и профессиональные комментарии мы планируем разместить на страницах журнала "Безопасность индустрии туризма" 

Новый номер будет представлен участникам главных конгрессно-выставочных мероприятий весны 2019 года:

  • «Интурмаркет-2019» (9-11 марта, Москва);
  • Московская международная туристическая выставка MITT (12-14 марта, Москва);
  • Securika Moscow / MIPS (19-22 марта, Москва).

Подписаться на журнал >

Купить on-line >