Сергей Собянин, мэр Москвы.

Был сегодня в аэропорту «Внуково», где недавно открылся новый отель «Хилтон» 4*. Летом прошлого года он принимал болельщиков Чемпионата мира по футболу, а теперь служит местом проведения деловых конференций и семинаров. В отеле останавливаются экипажи воздушных судов и просто туристы, которые предпочитают жить ближе к аэропорту.

Благодаря этому отелю Москва получила 200 новых рабочих мест и несколько миллионов рублей дополнительных налоговых поступлений ежегодно.

Из таких примеров складывается история успеха туризма, который постепенно становится одной из ведущих отраслей экономики Москвы. А наш город – шаг за шагом превращается в мировой центр индустрии отдыха и гостеприимства. 

В 2018 году туристическая отрасль Москвы установила очередные рекорды:

  • 23,5 млн туристов побывали в Москве, оставаясь в городе хотя бы на одну ночь;
  • 56 млн экскурсантов приезжали в город без ночёвки;
  • 65 млн человек побывали на площадках фестивалей «Московские сезоны».   

По сравнению с 2010 годом поток туристов вырос практически в 2 раза – с 12,8 до 23,5 млн человек.

Но, может быть, рост числа туристов в 2018 году был разовым явлением, связанным с Чемпионатом мира по футболу?

Нет, конечно, в 2019 году мы ждем еще больше туристов, которые приедут, в том числе и потому, что слышали хорошие отзывы друзей и посмотрели репортажи из Москвы в дни Чемпионата мира. 

Кто приезжает в Москву?

Прежде всего, граждане России – 18 млн человек.

Иностранцев приезжает тоже немало – 5,5 млн человек, в том числе 2,1 млн жителей стран СНГ и 3,4 млн граждан дальнего зарубежья. Из дальнего зарубежья чаще всего в Москву едут граждане Китая, Германии, Франции, Израиля и США.

Где останавливаются эти люди?

Еще в конце 2000-х годов большинство туристов, приезжавших в Москву, останавливались у своих родственников, друзей и знакомых. Ничего плохого в этом нет, но не все же граждане России и, тем более, иностранцы имеют такую возможность.

Дефицит недорогих и качественных гостиниц был одним из главных препятствий для развития туризма.

Поэтому в 2010 году мы дали «зеленый свет» строительству новых отелей. За 8 лет в столице были построены 53 новые гостиницы на 9647 номеров. Еще десятки гостиниц и хостелов открылись в результате реконструкции существующих зданий.

Сегодня город располагает 1693 сертифицированными гостиницами на 82 тыс. номеров на 229 тыс. мест.

Эти инвестиции полностью окупили себя. В среднем московские гостиницы заполнены на 77%. А в дни Чемпионата мира по футболу 2018 г. загрузка столичных отелей побила все мыслимые рекорды – более 90%, а по гостиницам в центре города достигла 95%. Такая же история повторилась в новогодние дни января 2019 года.

Справляться с таким наплывом туристов, конечно, непросто. Но о дефиците мест никто уже не вспоминает.

Four Seasons, Hilton Hotels & Resorts, Holiday Inn, InterContinental, Kempinski Hotels & Resorts, Marriott Hotels & Resorts, Radisson, Ritz Carlton, Swissotel – в столице России работают отели всех известных мировых брендов из категории «люкс». Но абсолютное большинство московских отелей – демократичные гостиницы 2-3* и хостелы «без звезд».  

Согласно индексу стоимости проживания в гостинице «3 звезды» (Europe 3-star Traveller Index-2018), московские гостиницы занимают 21 место среди 56 городов Европы (более высокое место означает меньшую стоимость проживания).

Проще говоря, приличная гостиница стоит в Москве немного дешевле, чем в среднем европейском городе. А значит – любой человек может найти в Москве отель на свой вкус и кошелек.

Именно благодаря ставке на демократичность и доступность число постояльцев в гостиницах Москвы за последние годы выросло более чем в 3 раза – с 4,2 млн до 14 млн человек.  

В этом году инвесторы планируют открыть 17 новых гостиниц. Бизнес верит в туристические перспективы Москвы.  

Что делают туристы в Москве?

Российские туристы приезжают в Москву, чтобы встретиться с родственниками и друзьями (31%), посетить достопримечательности, сходить в театр, на стадион, на концерт (25%), по делам (14%),  на учебу (8%). Многие приезжали на матчи ЧМ (7%).

Но самая интересная цель поездки – событийный туризм. В прошлом году более 2 млн человек (12%) специально приехали в Москву, чтобы побывать на  «Путешествии в Рождество» и других праздниках,  фестивалях, культурных событиях.

Фестивали стали новой достопримечательностью Москвы, которая активно притягивает людей из всех регионов России, а в последнее время – и из-за рубежа.  

Где чаще всего бывают туристы?

Есть непреходящие ценности, с которыми просто обязан познакомиться каждый турист: Кремль и Красная площадь, Новодевичий монастырь и Коломенское, Третьяковская галерея, Воробьевы горы и МГУ, Останкинская телебашня и Московское метро, Старый Арбат и Большой театр.

Но в последние годы – благодаря комфортным пешеходным пространствам – туристы стали просто больше гулять по Москве. Гостей города привлекают зимнее украшение Москвы, фестивальные площадки, отреставрированные ВДНХ и Парк Горького.

В дни Чемпионата мира по футболу Даниловский рынок получил десятки запросов от зарубежных телекомпаний, которые хотели сделать репортажи об этой новой достопримечательности Москвы. Современные рынки, вроде Даниловского или недавно открытого «ДЕПО» на Лесной улице – тоже становятся новыми брендами Москвы.

На подходе – детский парк «Остров мечты» в Нагатино, Парк аттракционов на ВДНХ и Аквапарк в Лужниках. После их открытия Москва станет еще привлекательнее для самых желанных туристов – семей с маленькими детьми.

И еще одна деталь. Несколько лет назад зимой московские гостиницы пустовали. Теперь они более или менее равномерно заполнены круглый год. Зимнюю погоду всегда считали главной проблемой для туризма. А теперь оказалось, что зима с ее фестивалями и световыми тоннелями – и есть одна из главных туристических «фишек» Москвы. 

Сколько денег туристы оставляют в Москве?

По уточненным данным, в 2018 году московские гостиницы, рестораны, театры, магазины и стадионы заработали на туристах 863,9 млрд рублей, большая часть которых была выплачена в виде заработной платы работающим в них людях. А 118 млрд рублей в виде налогов пополнили городской бюджет.

На эти деньги можно построить новую линию метро или целый год финансировать программу реновации пятиэтажек.

Вместе с туристами Москва получает то, что ни за какие деньги не купишь: признание и уважение миллионов людей.

Уже сегодня Instаgram, National Geographic, Time, CNN и прочие авторитетные издания наперебой включают Москву в свои рейтинги лучших мест для путешествий. Это дорогого стоит. 

Что мы сделали для того, чтобы привлечь туристов?

Уже писал о том, что, по правде говоря, мы почти ничего специально не делаем для привлечения туристов.

Благоустройство улиц и парков, фестивали и праздники, улучшение работы транспорта и повышение безопасности – все это мы делаем в первую очередь для комфорта москвичей, для самих себя.  Но когда в доме становится чисто и уютно, он начинает притягивать друзей.  

Как хорошие, рачительные хозяева мы создаем праздник для себя и для гостей со всей страны и со всего света. На этом празднике хватит места всем и никто не будет лишним.

А город получает бонусы для своего дальнейшего развития, сделает еще один шаг вперед. 


Очень наглядный и убедительный пример, когда туризм становится ощутимой отраслью и даже драйвером экономического роста!!! На примере одного города - Москвы.

Конечно, кто-то может возразить - Москва это особый разговор. Столица одним словом. Это так и не так.

Так, потому, что действительно мегаполис, транспортный узел, столичность и бюджетные возможности, в конце концов, придают дополнительные преимущества. Но... Изюминка своя есть практически везде! В любом городе, на любой территории. Тем более на такой огромной как России. И неслучайно России в ТОП-10 стран мира по привлекательности туристских ресурсов.

Но при этом об одном аспекте ни в коем случае нельзя забывать - о безопасности туризма.

Вот это сегодня - мощное орудие недобросовестной конкуренции и уязвимость. Этим умело пользуются наши конкуренты по туризму. А мы? А что мы? Мы, к сожалению, стараемся не обращать на это внимания, да и сильно не заморачиваемся с безопасностью. Не везде конечно. Настолько пестрая картинка в этой сфере получается.

В Москве в марте одна за другой проходят две туристические выставки. И на обоих площадках идет разговор, в частности о туристских информационных центрах. Но нигде, ни на какой из них вопросы безопасности для туристов даже НЕ УПОМИНАЮТСЯ!? Более того, предложение о том, чтобы обсудить этот важнейший аспект деятельности ТИЦ вызвало серьезное возражение? А ведь именно ощущения комфорта и безопасности порой и не хватает туристам, особенно иностранным. 

Ведь что греха таить,  России и о нас россиянах иностранцы имеют весьма смутное и специфическое представление, в мире сформирован устойчивых миф о том, что мы какие-то не такие. И далеко небезопасно у нас. Особенно на Северном Кавказе. А что взамен? Мы устойчиво не замечаем и обходим стороной вопросы безопасности туризма!

Уверены, что просто еще не пришло осознание и понимание важности этого аспекта. Но... не хотелось бы вспоминать о поговорке относительно того пока гром не грянет... . А просто вспомним высказывание одного из ярких политиков Уинстона Черчилля

"За безопасность необходимо платить, а за её отсутствие - расплачиваться".