Антитеррористическая защищенность гостиниц: возвращаясь к наболевшему

Уважаемые коллеги, напомним, что Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2017 г. №447 утверждены «требования к антитеррористической защищенности и форма паспорта безопасности гостиниц и иных средств размещения».  По разным данным под действие указанного акта попадают свыше 21 тысячи различных средств размещения.

Необходимость осуществления данных мер ни у кого не вызывает сомнения. Однако практика реализации указанных Требований выявила ряд положений, реализация которых либо бессмысленна, либо невозможна, а  отдельные из них противоречат законодательным и другим нормативным правовым актам. 

Этому ранее была посвящена серия публикаций в отраслевом журнале «Безопасность индустрии туризма», об этом шла речь и на конференции по вопросам безопасности туризма 15 мая 2018 г. в Москве.

Суть дела:
1. Так, например, пунктом 18 д) Требований предусмотрено оснащение всех гостиниц, независимо от их вместимости и категории опасности, средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции).

На наш взгляд, это требование подлежит серьезной корректировке. Понятие «кнопка экстренного вызова наряда полиции» действующими нормативными правовыми актами вообще не установлено. Более того, данное требование противоречит ст. 421 Гражданского кодекса РФ, так как его исполнение понуждает отельеров к заключению договоров охраны с подразделениями вневедомственной охраны и ФГУП «Охрана Росгвардии». При этом гостиницы не включены в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, а значит и не обязаны (а имеют право) заключать договоры охраны и оснащаться «кнопками экстренного вызова наряда полиции».

2. Некорректным представляется требование (п.п «г», п.18) об оснащении гостиниц «Системой пожарной безопасности». Такое понятие применительно к объекту защиты как в ФЗ-69 «О пожарной безопасности» (ст.3), так и в ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст.5) отсутствует?! 

3. Требованиями (п. 23) предусмотрено оснащение гостиниц металлообнаружителями. Однако, при этом никак не регламентированы меры по их применению (нет требований об осуществлении досмотра, не определен перечень выявляемых предметов и изделий, не регламентированы действия в случае выявления таких предметов и изделий и т.д.).

4. И наконец, в утвержденной форме Паспорта безопасности (п.6) зачем-то предусмотрены сведения о потенциально опасных участках и (или) критических элементах объекта СПОРТА?! 


С целью устранения указанных и других недостатков в рассматриваемом нормативном правовом акте мы обращались к его разработчику (Минкультуры России). Однако, нам не смогли дать соответствующих разъяснений и комментариев, объясняя отсутствием в составе указанного министерства специалистов соответствующего профиля и рекомендовали обратиться в ряд федеральных органов исполнительной власти (ФСБ России, МВД России, Минюст России, Росгвардию) и в Национальный антитеррористический комитет.

В этой связи,  с целью устранения недостатков в указанных Требованиях Ассоциация «Безопасность туризма» направила обращение заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации К.А. Чуйченко.

О ходе данной работы мы проинформируем вас дополнительно.
Следите за новостями на сайте и в соцсетях!