28 марта вступили в силу поправки в Закон «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» и в Водный кодекс РФ, разрешающие, в частности, музеям-заповедникам самостоятельно устанавливать правила посещения водных объектов, находящихся на их территориях. Изменения в законодательство разработала группа депутатов и сенаторов во главе со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко, сообщает Парламентская газета.

Суть новшества заключается в том, что прежде, согласно Водному кодексу РФ, музеи-заповедники не могли влиять на поведение посетителей, отдыхающих на реках и озерах в пределах его границ. Берега считались общедоступными. А это, как частенько бывает у нас, подразумевает, что они попросту ничьи.

При этом, как считают разработчики, принципиально важно, что закон никак не затрагивает интересы постоянных жителей этих территорий. В тексте прямо говорится, что в границах территории музея-заповедника допускается «сохранение исторически сложившихся видов деятельности, осуществляемых… характерными для данной территории способами, в том числе с использованием водных объектов, их частей». Иначе говоря, жить привычным укладом никому не возбраняется. А вот гостям придется мириться с тем, что им не все дозволено.

Однако, заповедный статус музеев подразумевает, что в зону ответственности входят не только помещения для экспозиций, депозитарии и подобные строения, но и прилегающие к ним территории со всеми находящимися на них природными и культурными прелестями. В том числе и водные пространства.

Если речь идет об озерце, окруженном со всех сторон охраняемой территорией, то пресечь расшалившихся гостей не так уж сложно. Но есть ситуации, так и не решенные даже после вступления в силу поправок к Водному кодексу.

ПРОБЛЕМЫ

Генеральный директор Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в Вологодской области Михаил Шаромазов считает, что вступившие в силу законодательные новшества давно назрели. Однако, отметил он, на их территории полностью заповедных водных объектов нет. Зато есть прилегающие озера. Они не принадлежат музею-заповеднику, но заботиться о двадцатиметровой полоске берега музейщики все же обязаны. Очистка, вывоз мусора и прочие работы требуют расходов, которые бюджетом не предусмотрены.

Так, например, «водных» забот полным-полно и в легендарных Кижах. Это и понятно, ибо уникальные памятники северного деревянного зодчества со всех сторон окружены Онежским озером. Сегодня эту жемчужину народной архитектуры смело можно отнести к самым тревогообразующим для сотрудников музея-заповедника объектам российского культурного наследия.

А хранитель поленовского наследия Наталья Грамолина-Поленова обозначила совсем неожиданную проблему. Если в Кижах удалось сохранить за музеем-заповедником практически всю береговую линию, то в Поленове ситуация куда сложнее. С одной стороны, закон дает право самим устанавливать режим посещения закрепленного за поленовцами участка славной реки Оки, а с другой — оградить его от прессинга туристов попросту нереально.

Грамолина-Поленова считает, что единственный путь к решению проблемы в экологическом воспитании и образовании, причем начинать это важно как можно раньше. Также она полагает, что необходимо провести всероссийскую встречу представителей музеев-заповедников, чтобы они смогли высказать и суммировать свои пожелания и предложения с учетом особенностей каждого подобного резервата.

Ее соображения ничуть не противоречат точке зрения Александра Шолохова, считающего, что вступивший в силу закон — лишь первый шаг. Через какое-то время необходимо изучить появившийся опыт и в соответствии с ним продолжить работу над совершенствованием законодательства.


Данные аспекты, с которыми сталкиваются музеи - заповедники лишь часть проблемных вопросов, требующих решения на федеральном уровне и касающиеся непосредственно безопасности туристов, посещающих такие места, в том числе пляжного отдыха.

Эксперты полагают, что причин сложившейся ситуации есть несколько: межведомственная разобщенность, несовершенство межбюджетных отношений, земельные (кадастровые) проблемы, отсутствие четкой и понятной ответственности за не обеспечение безопасности на подведомственных объектах и конечно проблемы законодательного и нормативного правового регулирования. И одна из ключевых для туристов – проблема, связанная с противоречиями водного, лесного и земельного кодексов при организации пляжей, а так же отсутствие самого термина «пляж» в действующем законодательстве, что не позволяет законодательно определить меры по обеспечению безопасности пляжного отдыха.

Пока это происходит будут возникать спорные вопросы и у музеев- заповедиков и будут продолжаться происшествия со смертельным исходом на водоемах России. Так, ежегодно на водоемах гибнет 12-13 тыс. человек, в том числе туристы. 

Хотя стоит упомянуть, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» именно главы муниципальных образований несут ответственность за обеспечение безопасности на водных объектах.

В этой связи, по инициативе Ассоциации "Безопасность туризма" в Совете Федерации РФ состоялась рабочая встреча сенатора Игоря Фомина, представителей Ассоциации "Безопасность туризма" и ВОСВОД, на которой бсуждались вопросы безопасности людей (туристов) на водных объектах.

По результатам встречи достигнуты договоренности о подготовке перечня вопросов, требующих первоочередного решения, а также  проработке вопроса проведения на площадке Совета Федерации РФ мероприятия по проблемным вопросам обеспечения безопасности людей (туристов) на водных объектах.