В Росгвардии предлагают повысить штрафы для контролеров торговых залов, администраторов, сторожей и вахтеров, работающих незаконно. Соответствующий законопроект уже разработан.

Обосновывают разработчики это тем, что зачастую в супермаркетах, торговых центрах и других объектах массового пребывания людей, в том числе на объектах туристской инфраструктуры функции охранников выполняют лица, фактически не имеющие никакого отношения к частной охране.

По закону о частной охранной деятельности ЧОП должен получить лицензию, выполнить массу иных требований, вложить массу средств в оснащение и обучение персонала. Всего этого сторожу или вахтеру делать не нужно, поэтому финансовых затрат на них минимум. Но непрофессионализм этих работников часто приводит к диким случаям, о которых потом пишут СМИ: избиениям посетителей и прочим противоправным действиям. Причем количество таких псевдоохранных фирм растет в России с каждым годом.

В Росгвардии отмечают, что существующие в настоящее время механизмы для пресечения подобной деятельности малоэффективны, и предлагают ужесточить санкции ст. 20.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

«Ни для кого не секрет, что граждане, которые не являются сотрудниками частных охранных организаций, но осуществляют функции охраны без необходимых документов, не имеют профессиональной подготовки и навыков действия в экстремальных ситуациях, — пояснил официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин. - Кроме того, у них нет специальной экипировки и технических устройств, необходимых для надежной охраны объектов. Предусматриваемые законопроектом изменения позволят исключить возможность предоставления некачественных охранных услуг и главное - повысить уровень защиты объектов». 

«Сегодня в России зарегистрировано более 24 тысяч охранных предприятий, в которых трудится более миллиона человек, — пояснил заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. - При этом реальное число фирм, осуществляющих охрану магазинов, супермаркетов, больниц в разы выше. Это огромный и, по сути, теневой рынок. Законопроект, подготовленный в Росгвардии, по моему мнению, поможет исправить ситуацию. Однако если с его принятием не удастся существенно снизить число фирм и граждан, осуществляющих незаконную охранную деятельность, можно будет подумать и о введении в этой сфере уголовной ответственности».


ШТРАФЫ: ДЕЙСТВУЮЩИЕ И ПРЕДЛАГАЕМЫЕ

Одной из причин частых нарушений в этой сфере представители Росгвардии называют небольшие размеры штрафов. Поэтому законопроектом предлагается увеличить сумму наказания за «незаконное осуществление частной охранной деятельности»: для физлиц — до 2,5-5 тысяч рублей (в настоящее время 1,5-2,5 тысячи рублей), должностных лиц - до 5-10 тысяч рублей (2-3 тысячи рублей), юридических лиц - до 30-60 тысяч рублей (20-30 тысяч рублей).

Также статья 20.16 КоАП дополняется новой частью, предусматривающей введение квалифицированного состава за повторное совершение административного правонарушения. В этом случае для граждан штраф составит 2,5-5 тысяч рублей (или обязательные работы на срок от 100 до 200 часов), должностным лицам будет грозить дисквалификация на срок до трех лет, юридическим - административный штраф от 50 до 100 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

«В охранной деятельности надо давно навести порядок, считает председатель Экспертного совета по безопасности и взаимоотношениям граждан с правоохранительными ведомствами Антон Цветков. - И конечно, у Росгвардии должны быть более действенные механизмы для этого. Увеличение штрафов должно обуздать псевдоохранников».

По мнению Цветкова, в охранной сфере в настоящее время существует и еще одна проблема — демпинг. К сожалению, при проведении торгов на заключение контрактов на охрану государственных и муниципальных организаций главным фактором становится не качество услуг, профессионализм и оснащенность ЧОП, а только цена. У кого она ниже, тот и побеждает.

Необходимо добиться, уверен эксперт, чтобы торги проводились по ценам, позволяющим соблюдать закон в этой сфере и выплачивать охраннику соответствующую зарплату. «Иначе это не охрана, а фикция», — констатировал он.


ВАЖНО!

Охранник

  1. Обязан иметь личную карточку и удостоверение. Отсутствие личной карточки или ношение форменной одежды, по которой нельзя определить принадлежность охранника к конкретной частной охранной организации, является административным правонарушением.
  2. Если на объекте установлен пропускной режим, то охранник может проверять документы и проводить осмотр, но не может досматривать ручную кладь или самого гражданина.
  3. В некоторых бизнес-центрах можно столк-нуться с тем, что охранник просит паспорт и переписывает его номер. Это нарушение, так как является «избыточным сбором персональных данных».
  4. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» позволяет охранникам задерживать нарушителей режима на объекте и передавать их в ОВД. Типовые требования к должностным инструкциям частного охранника, утвержденные приказом МВД России, включают пункт о действиях охраны при задержании, которое должно быть обосновано доказательными подозрениями. Охранник не может доставить подозреваемого в полицию, а должен ожидать прибытия полицейских вместе с нарушителем.

Контролер

  1. Контроль работы рядом расположенных касс и кассиров.
  2. Наблюдение за сотрудниками и предотвращение выноса товара за кассовую зону.
  3. Наблюдение за поведением посетителей и предотвращение проникновения в торговый зал тех, кто находится в нетрезвом состоянии или грязной одежде.
  4. Контролер в супермаркете не имеет права проводить обыск. Он имеет право предложить подозреваемому в совершении противоправного действия (кражи, хищения) добровольно показать содержимое его сумки.
  5. Контролер не имеет права сам проверять это содержимое и не имеет права своими руками доставать предметы из карманов — это может сделать только само лицо, которому это предложено, и только по его согласию.
  6. Проводить эти мероприятия он имеет право только в присутствии свидетелей. Он обязательно должен составить акт по данному факту. Протокол имеет право составить только сотрудник полиции.
  7. В случае отказа подозреваемого предъявить добровольно к осмотру личную ручную кладь контролер обязан вызвать сотрудников полиции, при этом он не имеет права удерживать подозреваемого в хищении.