Требования к антитеррористической защищенности гостиниц: работа над ошибками, снятие избыточных барьеров и нагрузки, оптимизация расходов

Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2017 г. №447 утверждены «требования к антитеррористической защищенности и форма паспорта безопасности гостиниц и иных средств размещения» (далее – Требования и Паспорт). По разным данным под действие указанного акта попадают свыше 31 тысячи различных средств размещения.

Необходимость осуществления мер по антитеррористической защищенности таких объектов ни у кого не вызывает сомнения. Безопасность и антитеррористическая защищенность оказывают существенное влияние на въездной и внутренний туризм.

Однако, практика реализации указанных Требований выявила ряд положений, реализация которых либо бессмысленна, либо невозможна, а  отдельные из них противоречат законодательным и другим нормативным правовым актам.

Давайте их рассмотрим

К примеру, пунктом 18 д) Требований ... предусмотрено оснащение всех гостиниц, независимо от их вместимости и категории опасности, средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции).

По мнению обратившихся в исполнительную дирекцию экспертов и отельеров, это требование далеко не всегда целесообразно, затратно и подлежит серьезной корректировке. А иногда, ещё используется с целью навязывания дополнительных, в частности, охранных услуг. Да и установка и абонентское обслуживание кнопки, по мнению участников и читателей, стоит немалых денег!

Понятие «кнопка экстренного вызова наряда полиции» действующими нормативными правовыми актами вообще не установлено. Более того, данное требование противоречит ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Так, его исполнение понуждает отельеров к заключению договоров охраны с подразделениями вневедомственной охраны и ФГУП «Охрана Росгвардии». При этом гостиницы не включены в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, а значит и не обязаны (а имеют право) заключать договоры охраны и оснащаться «кнопками экстренного вызова наряда полиции».

Требованиями (п.23) предусмотрено оснащение гостиниц металлообнаружителями. Однако, при этом никак не регламентированы меры по их применению (нет требования об осуществлении досмотра, персонал гостиниц да и ЧОО не наделен полномочиями по досмотру, не определен перечень выявляемых предметов и изделий, не регламентированы действия в случае выявления таких предметов и изделий и т.д.). Да и как можно металлобнаружителем проверить багаж или въезжающий на территорию отеля автомобиль?

Есть требование, реализация которого весьма расплывчата, но, одновременно, и очень затратна.  Речь идет о пункте 12 Требований к АТЗ, согласно которому вводится понятие  степень угрозы совершения на территории гостиниц террористических актов. На отнесение гостиницы, к примеру, к первой категории, может повлиять то, что в районе её расположения в течение 12 месяцев совершен теракт или пресечена попытка его совершения?! А это предполагает создание в гостинице КПП, оснащенного стационарными металлообнаружителями, привлечение для охраны территории охранных организаций и т. д., что весьма и весьма затратно.

И ладно бы, если бы эти затраты были очевидны и понятны. Но... Здесь, как минимум два вопроса. Первый: что считать территорией гостиницы и (или) районом её расположения? Территория, огороженная забором, придомовая территория? Административный или муниципальный район, в Москве - округ? Или город (посёлок)?

Второй: что значит количество пресеченных попыток совершения теракта? Где взять такую статистику, что считать пресеченным терактом и не будут ли соответствующие органы, стремясь за показателями преувеличивать эти данные? Непонятно. А для отельера — это серьезные вложения!   

Некорректным представляется требование (п.18 г) об оснащении гостиниц «Системой пожарной безопасности». Такое понятие применительно к объекту защиты как в ФЗ-69 «О пожарной безопасности» (ст.3), так и в ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст.5) отсутствует?! Более того, требования пожарной безопасность безопасности не являются предметом правового регулирования законодательства о противодействии терроризму (в ФЗ-35), они отнесены к отрасли правового регулирования вопросов пожарной безопасности.

В утвержденной форме Паспорта безопасности (п.6) зачем-то предусмотрены сведения о потенциально опасных участках и (или) критических элементах объекта СПОРТА?! Что явно указывает на небрежность при подготовке документа.

С другой же стороны, имеют место требования, исполнение которых представляется весьма и весьма затруднительным в силу их недостаточной регламентации. К примеру, к системе видеонаблюдения предъявляется всего лишь  единственное требование - срок хранения данных не менее 30 дней. Это на практике приводит к тому, что в погоне за мнимой экономией и не имея необходимых познаний гостиницы фактически оснащаются неэффективным видеонаблюдением, которое не только не обеспечивает решение стоящих перед отельером задач, но еще приводит к развитию мошенничества и недобросовестной конкуренции, бессмысленным расходам и создает почву для вымогательства и злоупотреблений со стороны проверяющих.

Некоторые эксперты предлагают задуматься о субсидировании мер по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности гостиницы в рамках реализации проекта  АПК «Безопасный город» и систем «Умный город».  

Об этом и многих других вопросах исполнения требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, территорий туристско-рекреационных кластеров и мест массового скопления туристов, а также санаториев, объектов культуры, образования и транспортной инфраструктуры пойдет речь в рамках международного форума «Безопасность туризма-2019» 16 мая 2019 года в г. Москве (отель «Золотое кольцо» УД Президента России).

Приглашаем принять участие в работе форума и получить уникальную возможность задать волнующий Вас вопрос и получить компетентный и исчерпывающий ответ, внести предложения для включения их в итоговую резолюцию для законодателей, Правительства РФ и госрегуляторов.

Для участия в форуме просто направте заявку в свободной форме в Исполнительную дирекцию apparat@tourismsafety.ru

Подробнее о секциях и рассматриваемых на них вопросах >


Место проведения: г. Москва, Отель «Золотое кольцо» Управления Делами Президента Российской Федерации (Смоленская улица, 5).

Контакты исполнительной дирекции >

ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ! 

 

Подать заявку на участие в Форуме для ее рассмотрения>
Подробнее о Форуме>

 

Архив мероприятий>