В мае 2018 года посетитель Третьяковской галереи Игорь Подпорин напал на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». В результате действий вандала картина получила серьезные повреждения: холст был прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича, а от падения разбитого стекла сильно пострадала авторская художественная рама. В январе этого года житель Москвы Денис Чуприков похитил из Третьяковской галереи картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». А в начале марта неизвестный акционист прогулялся по Третьяковке в одних стрингах и повесил на стену картину собственного сочинения.

Ничуть не реже происходят события с кражами статуй и подменами картин в других, менее известных российских музеях. Например, в начале апреля злоумышленники попытались похитить скульптуру из Русского музея в Санкт-Петербурге.

И хотя преступников и вандалов в большинстве случаев ловят по горячим следам и привлекают к уголовной ответственности, дерзкие похищения и акты вандализма озадачили любителей искусства и остро поставили вопрос об уровне музейной охраны в нашей стране. Его решением озабочены отраслевые эксперты, законодатели и правительственные чиновники.

Недавние события в ведущих музеях страны указывают на недостаточную эффективность системы охраны и противокриминальной защиты музейных экспонатов, убежден председатель Правления Ассоциации «Безопасность туризма» Сергей Груздь. По его мнению, указанные случаи четко обозначили ряд проблем нормативно-правового, организационного и технического характера, сообщает Парламентская газета.

«Мы таким образом пожинаем плоды недостаточной адаптации системы культуры к изменившимся условиям. А существующая система охраны, безопасности и противопожарной защиты требует совершенствования. Достаточно заметить, что они в основном создавались на принципах и подходах начала 2000-х годов, когда и риски, и угрозы были совершенно иными, когда практически все крупные музеи были государственными и охранялись вневедомственной охраной МВД России», рассказал эксперт.

Сергей Груздь отметил, что за последние годы технологии защиты и охраны кардинально изменились, а имеющиеся во многих случаях сами по себе напоминают музейную редкость и выглядят анахронизмом. Да и вневедомственная охрана работает только в музеях федеральной собственности — руководители других объектов культуры остались фактически один на один с проблемами охраны и сохранности музеев. По мнению специалиста, проблемы безопасности, сохранности и антитеррористической защищенности выставочных комплексов и музейных экспонатов носят системных характер и требуют соответствующего подхода.

На современном уровне

В конце марта вице-премьер Ольга Голодец провела межведомственное совещание, на котором был принят целый ряд поручений в адрес Минкультуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Ростехнадзора и Росгвардии. Зампред кабмина отметила, что охрану музеев и их коллекций необходимо модернизировать в связи с ростом их популярности.

По итогам совещания ведомствам поручили подготовить типовые технические решения по оборудованию музейных и выставочных экспонатов техническими средствами охраны, обеспечивающими их защиту от преступных посягательств. Кроме того, совместно с Союзом музеев и Государственным Эрмитажем министерства обязали проработать вопрос о разработке отечественной системы охраны музейных предметов, включая проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ее созданию.

Наконец, чиновникам поручили представить в Правительство предложения о внесении изменений в законодательство в целях совершенствования обеспечения охраны музейных предметов и безопасности в российских музеях.

«Такая рабочая группа под руководством заместителя министра культуры РФ Николая Овсиенко сформирована», — рассказал изданию директор Департамента музеев Минкультуры Владислав Кононов. По его словам, окончательные решения пока находятся на стадии формирования, но уже сейчас понятно, что нужно делать для повышения уровня безопасности предметов отечественного музейного фонда.

Во-первых, мероприятия по безопасности экспонатов необходимо учитывать и планировать на этапе проекта предстоящей временной выставки. Во-вторых, при открытом размещении экспонатов необходимо обеспечить их механическое крепление, исключающее или существенно затрудняющее несанкционированное изъятие из экспозиции. Это и так называемый третий рубеж охраны: сигнализации, специальные зажимы и так далее. Кроме того, необходимо использование специальных датчиков, обеспечивающих подачу сигнала тревоги при несанкционированном перемещении экспонатов, и ряд других предложений.

«Крайне важно добиться согласованности действий всех должностных лиц, сотрудников музея, Росгвардии при обеспечении охраны предметов музейного фонда. Разумеется, благодаря решениям и рекомендациям, которые будут выработаны, риски хищения и повреждения предметов должны быть сведены к минимуму», — убежден чиновник.

Работа над ошибками

«Работа над ошибками» продолжается и в Росгвардии, а новые подходы к охране музейных ценностей опираются в том числе на уроки недавнего прошлого.

По словам официального представителя Росгвардии Валерия Грибакина, упомянутые новые подходы — это прежде всего технические возможности: речь об использовании появившихся на рынке всевозможных новинок, которые позволяют обезопасить как конкретное произведение искусства, так и в целом выстроить надежную систему безопасности по всей траектории отдельных музейных залов и выставочных комплексов.

«Есть большая вероятность и все предпосылки к тому, что система безопасности музеев изменится к лучшему и станет более надежной в связи с тем, что: а) было принято решение о создании специального подразделения — службы безопасности Минкультуры, которая будет заниматься в том числе охраной музейных экспонатов; б) путем укрепления взаимодействия и взаимосвязей с сотрудниками Росгвардии; в) использование современных технологий по системам безопасности и сигнализации по защите конкретных картин, выставок и так далее», перечислил он.

Напомним, эти вопросы стали предметом обсуждения участников международного форума «Безопасность туризма», состоявшегося 16 мая в отеле Gold Ring Hotel в Москве. Сопредседателями специальной секции, посвященной безопасности музеев стали заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Алексей Богданов и Георгий Сытенко, заместитель директора Департамента государственной охраны культурного наследия - начальник отдела контроля в сфере культурного наследия Минкультуры РФ (на фото).

Подробнее о Форуме тут >