Минэкономразвития планирует обновить  закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" с учетом предложений представителей отрасли

Минэкономразвития планирует в 2019 году внести изменения в основной отраслевой закон, регулирующий туристическую деятельность, сообщил в среду замминистра экономического развития Сергей Галкин.

«На этот год ставим задачу обновить 132 ФЗ, сделать предложения, которые должны носить фундаментальный характер, так как закон сфокусирован на выездной туризм, а въездной и внутренний требуют соответствующего сопровождения на уровне законодательства федерального. В ближайшие два месяца мы будем со всеми участниками рынка это обсуждать», — сказал он, выступая на конференции «Туризм в России: развивая успех».

Федеральный закон РФ №132 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" был принят 24 ноября 1996 года, с тех пор в него неоднократно вносились изменения. Так, в июле 2018 года Владимир Путин подписал закон "О внесении изменений в ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ". Тогда, в частности, были уточнены понятие экстренной помощи, такие показатели, как общая цена туристского продукта и количество туристов в сфере выездного туризма за предыдущий год, порядок перечисления ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности туроператора и цели, на которые расходуются средства фонда. Также было установлено право Ростуризма исключать из реестра туроператоров, прекративших деятельность, даже в случае, если недобросовестный туроператор публично не заявил о прекращении деятельности.

Галкин добавил, что будет сформирован отдельный блок по контролю и надзору за деятельностью туроператоров по выездному туризму.


Ассоциация "Безопасность туризма" всецело приветствует данное решение. Напомним, что еще в мае 2018 года, в рамках Форума "Безопасность туризма - 2018" участники мероприятия проголосовали за внесение в итоговою резолюцию предложение (пункт I "г") о необходимости разработки нового законодательного акта взамен действующего Федерального закона № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который работает уже больше 20 лет и фактически не регламентирует безопасность внутреннего и въездного туризма! Ознакомиться с Рекомендациями Форума - 2018, скачать >

В свою очередь, уже в этом году, 16 мая участники Форума "Безопасность туризма - 2019" еще раз подчеркнули то, что важнейшим условием для достижения поставленных целей и задач в сфере развития внутреннего и въездного туризма является обеспечение его безопасности, так как безопасность и защита туристов, уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма в любой стране. Безопасность туристов напрямую зависит от политики государства, мер, принимаемых турагентами и туроператорами, а также от действий самих туристов. Безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествии касаются широкого круга проблем, которые необходимо решать как на туристских территориях, так и на объектах туристкой инфраструктуры (туристские кластеры, гостиницы и иные средства размещения, объекты культуры, объекты транспортной инфраструктуры и пр.).

Однако, несмотря на то, что действующим законодательством (статья 3.1 Федерального закона № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации») обеспечение безопасности туризма отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере туризма -  реализация данного полномочия на сегодняшний день недостаточна, закон по сути не исполнен.

ПОЧЕМУ?

На текущий момент отсутствует единый федеральный орган государственной власти, ответственный за реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере безопасности туризма, а также за координацию, осуществление федерального государственного контроля (надзора) в этой сфере. Даже несмотря на то, что упоминание о безопасности туризма появилось в Положении о Минэкономразвития России, в данной редакции это не решает всех проблем в этой важнейшей сфере! Также недостаточно эффективна деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе (теперь уже по аналогии с Минэкономразвития России) только осуществлять взаимодействие с некоммерческими организациями по вопросам обеспечения безопасности туризма.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Поэтому для восполнения одного из недостающих элементов системы мер безопасности туризма в России представляется целесообразным наделить дополнительными полномочиями Минэкономразвития РФ, к полномочиям которого должны быть отнесены:
– разработка и реализация единой государственной политики в сфере безопасности туризма, в том числе для представителей маломобильных групп туристов;
– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере безопасности туризма;
– сбор, анализ статистических данных, оценка реальных и потенциальных внутренних и внешних вызовов и угроз в этой сфере;
– осуществление государственного контроля (надзора) за исполнением законодательства в сфере безопасности туризма.

ЕЩЕ ОДИН АСПЕКТ

Более того, само понятие «безопасность туризма» также вызывает вопросы. Согласно статье 14 ФЗ-132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства. По мнению экспертов отрасли, данное понятие устарело, не отвечает существующим реалиям. Оно совершенно не учитывает многогранность и многоаспектность вопросов безопасности туризма, а потому требует существенной корректировки. 


Данные предложения будут включены в Резолюцию  Форума "Безопасность туризма - 2019", а также направлены в Минэкономразвития РФ для рассмотрения с целью внесения изменений в Федеральный закон РФ №132 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".