Антитеррор и степень ответственности : непростой вопрос для владельцев и руководителей пансионатов, санаториев, общежитий, баз и домов отдыха

Как оказалось, вопрос относительно того, подлежат ли исполнению «Требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения», изложенные в Постановлении Правительства РФ от 14.04.2017 г. №447 владельцами баз и домов отдыха, пансионатов, санаториев и общежитий, детских лагерей и других средствами размещения весьма и весьма непростой.

В этой связи Ассоциация «Безопасность туризма» обратилась к ряду известных экспертов и юристов гостиничной сферы с просьбой высказать свое мнение по данному и некоторым других вопросам. Бесспорно, найти исчерпывающие ответы на все возникающие вопросы в связи с реализацией вновь принятых Требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения нам пока не удалось. 

Мы публикуем первые полученные ответы на поставленные вопросы и приглашаем к дискуссии всех заинтересованных руководителей и специалистов гостиничной отрасли, аккредитованных организаций и консалтинговых компаний.
 

ВОПРОС
1. В данном Постановлении №447 обязательные требования устанавливаются к обеспечению защищенности «гостиниц и иных средств размещения», понятие которых используется в значении, указанном в «Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», принятых Постановлением Правительства РФ 9.10.2015 № 1085, т.е. для «имущественных комплексов (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенных для оказания гостиничных услуг». А «гостиничные услуги» здесь определяются как «комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем». Действительно, не очень прозрачно.

ОТВЕТ
Зато в этих же «Правилах» четко указано (ст.2) что из поля действия их исключается «деятельность молодежных туристских лагерей и туристских баз, кемпингов, детских лагерей, ведомственных общежитий, сдачи внаем для временного проживания меблированных комнат, а также деятельность по предоставлению мест для временного проживания в железнодорожных спальных вагонах и прочих транспортных средствах». Таким образом, для «очерченной» категории «Требования к антитеррористической защищенности» по ПП РФ №447 не подлежат исполнению.
Но здесь важно не забывать один нюанс. 

Сегодня многие специализированные средства размещения, в том числе базы и дома отдыха, пансионаты и санатории оказывают гостиничные услуги. А если оказывают, то на такие средства размещения распространяется действие ПП РФ №447!

ВОПРОС

2. Но остаются многочисленные не упомянутые виды средств размещения: санатории, дома отдыха и пансионаты, не-ведомственные (коммерческие) общежития, наконец, многострадальные хостелы. Как с ними?

ОТВЕТ:
Коллективные средства размещения(к ним относятся и специализированные средства размещения, в том числе базы и дома отдыха, пансионаты и санатории и даже общежития ведомственные и неведомственные , оказывающие гостиничные услуги, должны выполнять требования ПП РФ №447. 

Хотя и здесь все не так очевидно. Рассмотрим сначала теоретический аспект:
ГОСТ-Р 51185-2014 «Средства размещения. Общие требования». рассматривает «гостиницу» как частный случай «средств размещения», а именно, как «коллективное средство размещения…предоставляющее определенный набор услуг и сгруппированное в категории, в зависимости от оборудования номеров и других помещений, и уровня сервиса. В гостинице минимальным набором услуг является заправка постелей, уборка номера и санузла, предоставление завтрака или условий для приготовления пищи».

В то же время общий случай «средства размещения», по тому-же ГОСТ-Р 51185-2014 предусматривает только «размещение и временное проживание туристов», без упоминания «гостиничных» сервисов и услуг. Кстати, наиболее современное определение «гостиничных услуг» (не противоречащее «Правилам предоставления гостиничных услуг») можно найти в тексте поправок Правительства РФ к проекту ФЗ №69251-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии», который сейчас находится в завершающей стадии принятия. Здесь «гостиничные услуги» это- «комплекс услуг, предусмотренный Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ, в т.ч. по подбору, бронированию и предоставлению гостиничного номера для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц». Тоже не предел совершенства формулировки, но возникает водораздел: в гостинице и иных средствах размещения, предоставляющих гостиничные услуги, эти сервисы должны иметься. В средствах размещения, где не предоставляются «гостиничные услуги» – осуществляется только «размещение и временное проживание туристов, физических лиц». И к таким «иным» средствам размещения могут относится и общежития, и пансионаты, и пр.

ВОПРОС
3. Объявить себя средством размещения, предоставляющим гостиничные услуги довольно просто – владелец общежития, пансионата, даже комнат в жилом сегменте может, в согласии с федеральным законом «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, направить в Роспотребнадзор уведомление о начале предпринимательской деятельности (ОКВЭД 55.1). Хотя данное обстоятельство не имеет прямого отношения к теме обсуждения, тем не менее интересна юридическая подоплека.

ОТВЕТ.
Действительно, с 1 июля 2009 года отменён ранее действовавший порядок, при котором до начала деятельности гостиницы владельцам, предпринимателям было необходимо предварительно получать различные разрешения и согласования (в противопожарной, санитарно-эпидемиологической службах и др.). Теперь же вместо получения разрешений достаточно уведомить уполномоченный орган, после чего можно приступать к бизнесу. Вопрос в другом, предоставляете ли Вы «гостиничные услуги» в выше описанном контексте, либо продолжаете только «размещение и временное проживание туристов, физических лиц», но при этом «легализуетесь» как «гостиница либо иное средство размещения».
Сейчас, к сожалению, немало примеров, когда, в силу неурегулированности правового положения владельцев помещений, практикующих сдачу комнат, коек гостям, либо размещающих рабочую силу, «гастарбайтеров», подобная «легализация» является единственным способом не противоправного продолжения бизнеса.

ВОПРОС
4. Получается, что, если «назвался груздем-полезай в кузов»? И на объявивших себя «отельерами» распространяются требования «Правил предоставления гостиничных услуг» и «Требования к антитеррористической защищенности» со всеми вытекающими последствиями привести свои помещения и сервисы до требуемого уровня защищенности?

ОТВЕТ.
Вид деятельности по ОКВЭД выбирает сам собственник при регистрации юридического лица или ИП. Поэтому, если сам зарегистрировал как «гостиничная деятельность» с кодом ОКВЭД 55.1, то обязан выполнять все законы, постановления Правительства РФ, указы Президента, относящиеся к гостиничной деятельности. Пожалуй, что «да». Здесь уместно перейти к практическому аспекту. Но способно ли такое «иное средство размещения» реально обеспечить защищенность, установить системы охраны, иметь должный уровень противопожарной защиты, есть ли у них подготовленный персонал?

Наблюдения показывают, что «легализованные» коммерческие общежития, которые поголовно превращаются в «хостелы» «без звёзд» (с формальным соблюдением требований «Порядка классификации объектов туристской индустрии» по Приказу Минкультуры №1215 от 14.09.2014 г.) имеют фонд мест проживания не только более 200, но и более 1000 человек, т.е. должны по «Требованиям к антитеррористической защищенности», изложенным в Постановлении Правительства РФ от 14.04.2017 г. №447, относиться ко второй и даже к первой категории опасности – с довольно мощной и затратной инфраструктурами обеспечения защищенности и хорошо подготовленным персоналом.

Реализуемо-ли это на деле- вопрос риторический. Не подлежит обсуждению, что ответственность лежит на ответственных лицах, собственниках, либо лицах, использующих помещение на других основаниях. Здесь вступает в силу и механизм ответственности за «введение потребителя в заблуждение»: согласно проекту ФЗ №69251-7, регулирующему требования к гостиницам, их категориям и правилам классификации, а также в соответствии с существующим «Порядком классификации объектов туриндустрии» (ст.19), при установлении несоответствия требованиям присвоенной категории, и непринятии в течение максимально определяемого совокупного срока в 120 рабочих дней мер, категория средства размещения аннулируется, оно выпадает из правого поля.

А далее - деятельность без Свидетельства влечет административный штраф от 30 до 50 тыс.руб. на должностных лиц, либо в размере доли совокупного размера выручки от реализации всех товаров (услуг, работ) за календарный год, в который выявлено правонарушение.

ВОПРОС
5. Таким образом, владельцы туристских, санаторно-курортных, жилищных объектов, не уведомляющие об осуществлении «гостиничной деятельности» в понимании «Порядка предоставления гостиничных услуг в РФ», не несут обязательств по исполнению «Требований к антитеррористической защищенности», изложенных в Постановлении Правительства РФ от 14.04.2017 г. №447?

ОТВЕТ.
Формально, не несут, но только по данному документу. Никто не отменяет общих требований по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. №272, категорирования этих объектов, исполнения законодательно закрепленных требований к пожарной безопасности.

АССОЦИАЦИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИЗМА» БЛАГОДАРИТ ЗА ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ОТВЕТЫ РУКОВОДСТВО И СПЕЦИАЛИСТОВ КОМПАНИИ «СТРОИМ ОТЕЛЬ» И АО ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА СЕРТИФИКАЦИИ (ВНИИС).