Паломники налево, туристы направо

 

Депутаты Госдумы в ходе заседания приняли во втором чтении законопроект, который закрепляет правовой статус паломничества и отделяет его от сферы туризма.

Авторы проекта предлагают дополнить федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» новым положением о паломнической деятельности. Паломником предлагается считать лицо, совершающее путешествие от одного дня до полугода или проводящее не менее одной ночевки в стране или месте временного пребывания для посещения мест религиозного почитания, религиозных объектов и участия в религиозных обрядах и церемониях. Исключение составляют путешествия для отдыха и развлечений, а также деятельность, связанная с получением дохода от источников в месте временного пребывания.

Также разработчики законопроекта предлагают установить, что паломническая деятельность - это деятельность религиозных организаций по организации паломнических поездок, в частности, по организации размещения, питания, транспортного, экскурсионного и иного обслуживания паломников, а также деятельность по установлению, по поддержанию и развитию международных связей и контактов для организации паломнических поездок.

При этом религиозным организациям предлагается передать исключительное право осуществлять паломническую деятельность, как на возмездной, так и безвозмездной основе.

По мнению авторов документа, принятие соответствующего закона позволит защитить права верующих на посещение мест религиозного почитания, в том числе оградить их от недобросовестных организаторов таких поездок.

Проект был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента группой депутатов Госдумы во главе с председателем комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергеем Гавриловым.


 

По мнению экспертов, к данному законопроекту весьма много вопросов.

Давайте разберемся.

В 1963 г. на конференции ООН по международному туризму в Риме рассмотрены вопросы туристских дефиниций и предложено использовать термины «посетители», «туристы» (ночующие посетители) и «экскурсанты» (однодневные не ночующие посетители). Было принято следующее определение для туриста: «турист– человек, прибывший в страну, в которой он постоянно не живет и не занимается оплачиваемой профессиональной деятельностью, с целью проведения свободного времени ради лечения, развлечения, образования, отдыха, религии (прим. ред: именно религии!), спорта, по семейным или деловым обстоятельствам». 

В свою очередь ст.1 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" 1996 г.  гласит: турист - "гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки".

Получается, что изменения пойдут в разрез не только с международными нормами, но теперь и с российским законодательством, так как в законопроекте нет упоминания о внесении изменений в ст.1 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Разработчики об этом не побеспокоились. Получается, что вопреки мнению депутата Гаврилова  -  там турист так и остался паломником.

Кроме того, весьма странным выглядит то, что волевым решением часть бизнеса туроператоров взяли и передали в исключительное право РПЦ. Или это не так?  

И еще один нюанс.

А как религиозные организации будут отвечать за безопасность паломников? Готовы ли они к этому? 

Редакция журнала «Безопасность индустрии туризма» обратилась в  Московский Патриархат с этим вопросами. В первую очередь, нас интересовало - готова ли РПЦ нести ответственность за безопасность паломников, как предполагают разработчики законопроекта и если да, то какие ресурсы для этого могут использоваться или уже используются?

Нам ответил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. По его мнению положения законодательства об основах туристской деятельности, в том числе в сфере обеспечения безопасности паломников, не могут быть применены к паломнической деятельности.

При этом он отметил:  «Православному паломничеству уже более двух тысяч лет, и религиозные организации выработали и успешно используют как исторически сложившейся многовековой опыт ведения безопасной паломнической деятельности, так и современную практику обеспечения безопасности паломников».

Полное интервью с Вахтангом Кипшидзе размещено в №3-2018 нашего издания.

Купить журнал >


Следите за нашими новостями!