Напомним, в ходе заседания Правительства Российской Федерации 21 марта 2019 года Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев дал поручение Минюсту России совместно с Минэкономразвития России и с участием заинтересованных органов государственной власти и экспертных организаций подготовить и до 1 июня 2019 года представить в Правительство Российской Федерации Концепцию нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По прошествии 17 лет со дня вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся за эти годы практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований.

Одним из наглядных подтверждений обоснованности такой критической оценки может служить статистика внесенных в КоАП изменений. Так, за вышеуказанный период принят 621 федеральный закон, которым в КоАП внесено уже свыше 4 800 изменений. При этом вносимые в КоАП изменения зачастую не носят системного характера, что приводит к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений, неурегулированности ряда ключевых для сферы административной ответственности общественных отношений и в конечном счете негативным образом влияет на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц. Кроме того, по данным ФССП России, по состоянию на 1 апреля 2019 г. неисполненными остаются более 18 млн. исполнительных производств, возбужденных в рамках исполнения постановлений о назначении административных наказаний, что указывает на то, что механизм ответственности за неисполнение административного наказания нуждается в совершенствовании.

Примечательно, что Концепция предполагает, что в новую редакцию КоАП максимально полно должны быть включены составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, сферу благоустройства.  Кроме того, помимо определенных в качестве субъектов административных правонарушений граждан, должностных лиц (и лиц, приравненных к должностным), а также юридических лиц, предлагается выделить в качестве самостоятельного субъекта индивидуальных предпринимателей.


Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях