Конгрессно-выставочный туризм. Только факты к размышлению.
Существует много классификаций выставок и ярмарок по составу участников (международные, национальные, межрегиональные и местные), предмету экспозиции (универсальные, тематические, отраслевые и межотраслевые), частоте проведения (периодические, сезонные, единовременные), способу проведения (постоянные, передвижные), целям (для осуществления оптовых и розничных продаж, для предоставления информации о достижениях, коммуникационные) и др.
Если в 30-е годы XX в. ежегодно проводилось около 200 международных конференций, то в 90-е годы число конгрессных мероприятий перевалило за 8 тыс. в год. Основная их часть, около 80%, приходится на страны Западной Европы и Северной Америки. Первые три позиции по числу международных симпозиумов и совещаний прочно удерживают США, Франция и Великобритания.
Германия, занимающая 4-е место, известна своими выставками и ярмарками. Крупнейшими центрами конгрессно-выставочной деятельности в Европе и Америке являются Амстердам, Барселона, Брюссель, Вашингтон, Вена, Женева, Копенгаген, Лондон, Мадрид, а также Париж и Страсбург. Кроме того, ежегодно государственные и деловые лица съезжаются в Давос (Швейцария), где проходят форумы по актуальным вопросам развития мирового хозяйства. Названные города имеют соответствующую материально-техническую базу и располагают широкими возможностями для организации досуга иностранных гостей.
Конференции проходят в конгресс-центрах, отелях, театрах и концертных залах, университетах и других учебных заведениях. В 80-е годы, когда наметилась тенденция сближения конгрессной и выставочной деятельности, возникла и получила распространение американская модель центра съездов. Она представляет собой специально возводимые здания, состоящие из больших залов, которые могут быть использованы под выставки и одновременно для приема участников конференций.
В последние годы международные мероприятия все чаще стали проводиться в зданиях, имеющих историческое значение: в замках и нетрадиционных сооружениях. Пользуются популярностью мероприятия, проводимые на борту судов. Часто симпозиумы и конференции проходят в теплое время года на берегу морей или озер. Участники таких мероприятий могут не только работать, но и в свободное время отдыхать на пляже, купаться и загорать.
Среди специальных мероприятий особого внимания заслуживают туристские выставки и биржи. Они проводятся в течение 30 лет, их число растет из года в год. Только в Европе ежегодно организуется свыше 200 международных туристских выставок и бирж.
Самой крупной является Международная туристская биржа, которая ежегодно проходит в марте в Берлине. Также ежегодно в течение 22 лет в конце января - начале февраля в Мадриде проводится Международная туристская выставка-биржа ФИТЮР. Ее особенность заключается в том, что именно она определяет ценовые и иные тенденции на рынке туризма в новом сезоне. По тому вниманию, какое специалисты и публика уделяют экспозициям разных стран, можно судить о перераспределении туристских потоков, развитии тех или иных центров туризма.
Ежегодно в середине ноября в Лондоне проходит Всемирная туристская выставка. Это очень престижная профессиональная выставка, предназначенная для установления прямых контактов между специалистами из разных стран.
Международная туристская биржа в Милане известна далеко за пределами Италии. По числу экспонентов она соперничает с Мадридской и Лондонской биржами, а по стендовой площади уступает только Берлинской ярмарке. На Миланскую биржу съезжаются представители туристского бизнеса со всего мира.
Ярмарка -- это организованное тематическое краткосрочное торговое мероприятие с множеством участников, проходящее на специально оборудованной площади и ориентированное на интенсификацию продвижения и сбыта продукции и услуг потребителям. Во всем мире увеличивается число выставок и ярмарок, расширяются их география и круг участников, становится более разнообразной направленность. В настоящее время проводятся специализированные выставки медицинской, сельскохозяйственной, промышленной, строительной, автомобильной индустрий, гостиничного и ресторанного хозяйства, туристские выставки и множество других отраслевых событий подобного масштаба. Так, например, Московская международная выставка «Путешествия и туризм» (МIТТ) вошла в пятерку самых крупных международных туристских выставок.
Участники конференций и ярмарок являются активными потребителями широкого набора услуг как непосредственно связанных мероприятием, так и выходящих за его рамки. Доходы от проведения выставок складываются не только из поступлений от продажи экспозиционной площади, но и от предоставления сервисных услуг участникам и посетителям (туристские услуги, входные билеты, клубные мероприятия и презентации, общественное питание и т.п.). Дополнительные услуги обеспечивают более половины всей суммы поступлений от данного вида делового туризма. Экономика некоторых крупных городов в значительной мере ориентирована на выставочную деятельность, например, таким центром Европы является Франкфурт-на-Майне (Германия).
Необходимо отметить, что выставки также стимулируют путешествия двух категорий людей:
-- участников выставок, путешествующих с целью рекламы и продажи своей продукции;
-- посетителей выставок, посещающих их с познавательными целями, в том числе с целью ознакомления с последними достижениями в разных областях народного хозяйства, заключения контрактов, осуществления покупок.
Конгрессный туризм является разновидностью выставочного. Различия между конгрессным и выставочным туризмом проявляются на уровне небольшой специфики, касающейся, в основном, состава групп и требований, предъявляемых инфраструктуре принимающей стороны. Выделять конгрессный туризм в небольшой подраздел приходится потому, что организация конгрессных мероприятий, имеющая много общего организацией выставочной деятельности, предъявляет несколько иные требования инфраструктуре и организаторам. Конгрессные мероприятия мельче по масштабу, чем выставочные, но имеют более квалифицированный и требовательный состав участников. По доходности конгрессные мероприятия уступают выставкам, поскольку рассчитаны на меньшее количество участников. Однако в отличие от выставок конгрессы, особенно международные, ориентируются на эксклюзивное обслуживание, тем самым обеспечивая загрузку лучших гостиниц города.
Конгрессный туризм имеет одну отличительную особенность - у него должен быть крупный корпоративный заказчик: правительство, отдельные министерства, крупные корпорации и холдинги.
Мероприятия, организуемые на правительственном уровне или при поддержке правительственных кругов, способны во много раз увеличить свою привлекательность, а значит, и коэффициент загрузки средств размещения. Поэтому многие организаторы конгрессов пытаются заручиться поддержкой правительственных кругов для привлечения различного рода международных встреч на свою территорию. Обязательным условием отнесения конференции или иного мероприятия рынку конгрессного туризма является проведение вне помещения организации, выступающей инициатором конференции. Использование услуг туристских компаний при организации, подготовке и проведении мероприятия является существенным, но не обязательным условием.
Однако, ни один инициатор серьезной конференции не сможет самостоятельно осуществить его полную организацию. В качестве специалистов - посредников обычно выступают компании - организаторы совещаний, конференций. Российский рынок конгрессного туризма сегодня является развивающимся, ненасыщенным рынком, где конкуренция пока еще недостаточно велика в связи малым количеством его участников. В настоящий момент на рынке делового туризма в России действует порядка 15 - 20 фирм, специализирующихся исключительно на предоставлении услуг в сфере конгрессного туризма.
По статистике ВТО, доля конгрессно-выставочного туризма в общем объеме деловых поездок составляет 10- 12 %. По доходности конгрессные мероприятия уступают выставкам, поскольку рассчитаны на меньшее количество участников. Однако в отличие от выставок конгрессы, особенно международные, ориентируются на эксклюзивное обслуживание, тем самым обеспечивая загрузку лучших гостиниц города. Конгресс- и конвент отели, способные одновременно принять до 2 тыс. и более участников, стали привычным явлением в Америке, Китае, Сингапуре (были зафиксированы абсолютные рекорды -- 5 тыс. участников). В Европе средние цифры по этому виду деятельности -- 300 человек на одно мероприятие. Чаще всего, в 55% случаев, инициаторами конгрессов выступают компании и предприятия, в 45 % случаев -- ассоциации, федерации и общественные организации. Основными отраслевыми заказчиками являются -- фармацевтическая и автомобильная промышленность, финансовые, страховые, компьютерные компании. Средняя продолжительность конгрессов составляет 2 дня, что с учетом дороги и культурной программы увеличивает пребывание туристов в стране или городе до 4 -- 5 дней. Однако в последние годы наблюдается тенденция сокращения числа участников при одновременном увеличении средней продолжительности пребывания.
Важным условием для привлечения участников конгрессно-выставочных мероприятий является степень экономического развития страны и особенно уровень развития новых технологий, транспортной инфраструктуры, средств связи, гостиничной базы.
Основной объем рынка конгрессного туризма приходится на Европу, где наряду с лучшими профессиональными кадрами, и опытом проведения подобных мероприятий, сосредоточены различные архитектурные, культурные, исторические экскурсионные объекты. Однако доля рынка Европы сокращается на протяжении последних десяти лет, и все большую относительную популярность приобретает Северная Америка, Азия (Ближний Восток) и Латинская Америка, в основном из-за увеличения аттрактивной привлекательности этих регионов.
За последние десять лет США и Германия сохранили свои лидирующие позиции среди стран-рекордсменов по проведению на своей территории конгрессных мероприятий. В первой пятерке стран-лидеров по организации на своей территории конгрессов и конференций, проводимых международными Ассоциациями, следующие страны: США, Германия, Испания, Великобритания, Франция. Их популярность объясняется благоприятной конъюнктурой во многих отраслях промышленности этой страны, повышенным спросом на инвестиционные товары и развитой инфраструктурой.
Международная Ассоциация конгрессов и конференций (ICCA) ежегодно публикует список городов, в которых проходят международные конгрессные события, отвечающие определенным критериям. Мероприятие должно быть ротируемым - то есть проходящим на регулярной основе - как минимум в трех разных странах, а также собирать не менее 50 делегатов. По оценкам ICCA рейтинг ведущих городов и стран по проведению крупных MICE-мероприятий выглядит следующим образом: список главных конгрессных городов возглавила Вена. За ней следуют: Париж, Барселона, Берлин.
Россия и российские города не вошли в Top-20 ни одного из рейтингов ICCA .
В России темпы развития событийного туризма не столь стремительны, что объясняется рядом как субъективных, так и объективных факторов считают эксперты в ICCA. Среди основных факторов  назвают следующие:
1. Недостаточное информирование о конгрессно-выставочных возможностях нашей страны на мировом рынке.
2. Отсутствие государственной концепции развития конгрессно - выставочной деятельности с целью регулирования регионального развития на разных уровнях власти.
3. Недостаточное количество высококвалифицированных профессиональных кадров, обеспечивающих организацию конгрессно-выставочных мероприятий.
4.  Сложность получения российской визы.
5. Недостаточное обеспечение безопасности пребывания туристов в стране (в частности, весьма незначительное количество специальных пунктов для обращения иностранных туристов).
На международном конгрессно-выставочном рынке Россия занимает всего 1% от общего объема данной услуги и одновременно со строительством новых конгрессно-выставочных площадок, необходимо продумывать и возможности привлечения крупных международных мероприятий в страну.

В пункте 5 перечисленных выше факторов по всей видимости речь идет о недостаточном количестве туристических информационных центров, создание которых предусмотрено действующим законодательством (статья 1 ФЗ-132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). По закону, это организация, осуществляющая деятельность по информированию физических и юридических лиц о туристских ресурсах и об объектах туристической  индустрии.

В свою очередь, одним из условий функционирования объектов туристической индустрии и оказания туристских услуг является их соответствие требованиям безопасности и антитеррористической защищенности.

В этой связи редакция журнала "Безопасность индустрии туризма" обратилась к руководителям субъектов РФ с просьбой рассказать об опыте создания и организации деятельности ТИЦ на подведомственной территории, о целесообразности (нецелесообразности) расширения функций и задач ТИЦ и наделения их полномочиями по осуществлению мониторинга, информационного обеспечения, координации и реагирования на запросы и происшествия с туристами, с целью оказания им помощи и защиты жизни, здоровья и имущественных интересов, а также об организационном построении ТИЦ и их финансовом обеспечении.

Кроме того, Ассоциацией «Безопасность туризма» будут обобщены все поступившие предложения из субъектов РФ и в рамках рабочих форматов представлены в Ростуризме, Минкультуры России и проработаны в Аппарате Совета Безопасности России, НАК, а также с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Отдельные предложения будут рекомендованы к включению в разрабатываемый проект ФЦП по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации в 2019-2025 годах. Одной из задач готовящейся ФЦП является совершенствование правового регулирования и реализация мер по обеспечению безопасности туризма, повышению информированности туристов в этой сфере и организации оказания необходимой помощи туристам. В настоящее время Ростуризмом осуществляется доработка проекта указанной ФЦП.

Все актуальные материалы будут опубликованы в готовящемся выпуске отраслевого журнала "Безопасность индустрии туризма"

Свои мнения вы можете разместить ниже в поле "комментарии".

Напомним, за регистрацию на сайте вы получите электорнную версию журнала совершенно бесплатно!