Авария двух туристических автобусов в Сочи была закономерна?

Как мы сообщали ранее, 9 июня в Сочи на пересечении улиц Старообрядческая и Таврическая столкнулись два туристических автобуса. За медпомощью обратились 26 человек, 21 из них, в том числе трое детей, были госпитализированы.

Столкновение совершили водитель 20-местного частного Mercedes-Benz, работавший без договора, и водитель автобуса, в котором более 40 мест. Виновник ДТП не имел лицензии на пассажирские перевозки, сообщает  "Кавказский узел".

Руководитель некоммерческой организации "Сочинская ассоциация туризма" Денис Котов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что после ДТП, в котором пострадали туристы, получил ответ на ранее отправленное обращение к мэру Сочи Анатолию Пахомову о фактах нелегального туристического бизнеса и предоставления "левых" транспортных услуг отдыхающим.

"Факты нашли подтверждение, были выявлены организации и индивидуальные предприниматели, размещающие на муниципальной территории города Сочи объекты по реализации туристско-экскурсионных услуг без соответствующих разрешений", - сказано в ответе, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла". 

По словам Дениса Котова, на территории Сочи в летний период некоторые экскурсионные фирмы и индивидуальные предприниматели размещают свои торговые объекты с нарушением действующего законодательства. Они нанимают людей без заключения трудовых договоров, нанимают граждан других регионов РФ и государств, постоянно не проживающих на территории Краснодарского края и города Сочи, не имеющих регистрации и разрешений на трудовую деятельность. Недобросовестные фирмы при оказании экскурсионных услуг не используют либо используют выборочно бланки строгой отчетности и не используют кассовые аппараты, таким образом уходя от уплаты налогов. За счет неуплаты налогов они демпингуют на экскурсионном рынке и причиняют существенный вред фирмам, работающим легально. 

Ряд фирм и ИП обманывают потребителей, вводя в заблуждение во время рекламы и продажи билетов. Они предлагают на транспорте фирмы за определенную минимальную плату посетить ряд туристических объектов Сочи, а по факту клиентов в назначенное время либо отдают другим фирмам (на подсадку) с похожей или другой программой. Иногда во время экскурсий производят дополнительные сборы либо везут не на те объекты, о показе которых ранее договаривались.

Было выявлено около полусотни таких фирм, оказывающих нелегальные туристические услуги, в разгар лета их число можно умножать на два. По словам Котова, с нелегальным туристическим бизнесом он безрезультатно борется уже 10 лет. Однако вся борьба сводится к мелким административным штрафам, которые нелегалы окупают за час своей работы с пассажирами. Нужны срочные меры по прекращению данных деяний, потому что все это ведет к деградации курорта Сочи, как туристического центра России, отметил Денис Котов.

Авария двух туристических автобусов, в которых пострадали в ДТП 9 июня 23 туриста, была закономерна, так как туристическим извозом в городе занимаются фирмы, не имеющие на это права, считает лидер сочинского общественного движения "За Сочи" Елена Негоруца.

"Авария двух туристских автобусов, на мой взгляд, не случайность. Ее стоило ожидать, потому что не соблюдаются нормы и правила, важные для безопасной перевозки туристов по горным, прибрежным и городским маршрутам курорта", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Представители общественных организаций ранее неоднократно предупреждали главу города и полицию о засилии полулегальных фирм в Адлере, которые работают с нарушением законодательства и оказывают услуги низкого качества, заявила Негоруца.


По статистике, ДТП являются одной из наиболее частых причин гибели и причинения ущерба жизни и здоровью туристов. Действительно, нередко туроператоры и турагенты привлекают недобросовестных автоперевозчиков, которые не гарантируют безопасность жизни и здоровья и не несут имущественную ответственность.

Широкое распространение получили так называемые заказные автоперевозки, когда перевозчики фактически и оказывают перевозочные услуги, но при этом уклоняются от необходимых процедур лицензирования и дополнительных проверок соответствия требованиям безопасности, что по всей видимости было и в данном случае в Сочи. При этом также не исполняются требования законодательства об обязательном страховании ответственности перевозчика и возмещении ущерба в результате дорожно-транспортных и иных происшествий на транспорте. В этой связи  в нашей стране введено обязательное лицензирование автобусных перевозок (подробнее >)

В этой связи 16 мая 2019 года специально для представителей туротрасли в рамках Форума "Безопасность туризма" выступил с подробными комментариями по вопросу организации перевозок Ахохов Асланбек Челиматович, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.