Госдума наделила религиозные организации исключительным правом на организацию паломничества

Закон был внесен группой депутатов, в частности, председателем комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергеем Гавриловым, депутатами Дмитрием Саблиным.

Согласно закону, исключительное право на осуществление паломнической деятельности имеют религиозные организации непосредственно или путем создания организаций, основной целью деятельности которых является осуществление паломнической деятельности.

Паломническая деятельность может осуществляться религиозными организациями на возмездной и безвозмездной основе, с привлечением или без привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на осуществление туроператорской деятельности и турагентской деятельности.

Закон также уточняет, что в случае, если туристский маршрут предусматривает посещение туристом объектов показа, включая места религиозного почитания (паломничества), принадлежащих религиозной организации, туроператор соблюдает порядок совершения богослужений, религиозных обрядов и церемоний и обеспечивает соблюдение представителем туроператора и туристами указанного порядка, а также требований к внешнему виду и поведению представителя туроператора и туристов в соответствии с внутренними установлениями религиозной организации.

Религиозная организация и организация, созданная религиозной организацией, вправе заключить с туроператором соглашение, определяющее условия организации посещения туристами объектов показа.

В него включаются условия размещения, питания туристов на территории религиозной организации с учетом требований, предусмотренных внутренними установлениями религиозной организации.

Закон предусматривает, что услуги на объектах показа, принадлежащих религиозной организации, оказывают экскурсоводы или гиды-переводчики религиозной организации.

Закон закрепляет понятие "паломник" — физическое лицо, совершающее путешествие (поездку) для посещения мест религиозного почитания (паломничества) и объектов религиозного назначения, расположенных на территории РФ и за ее пределами.

Целями такой поездки, согласно закону, должны являться участие в религиозных обрядах и церемониях (паломническая поездка).

Также закон предусматривает, что паломник "вправе совершать и организовывать собственные паломнические поездки непосредственно, а также через религиозные организации или организации, созданные религиозными организациями, осуществляющие паломническую деятельность".

Закон устанавливает, что участие паломников в богослужениях, иных религиозных обрядах и церемониях в местах религиозного почитания осуществляется согласно внутренним установлениям религиозных организаций; путешествие, совершаемое в целях отдыха и развлечений, осуществления деятельности, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания, в иных целях, не может быть признано паломнической поездкой.


По мнению экспертов, к данному закону весьма много вопросов.

Давайте разберемся.

В 1963 г. на конференции ООН по международному туризму в Риме рассмотрены вопросы туристских дефиниций и предложено использовать термины «посетители», «туристы» (ночующие посетители) и «экскурсанты» (однодневные не ночующие посетители). Было принято следующее определение для туриста: «турист– человек, прибывший в страну, в которой он постоянно не живет и не занимается оплачиваемой профессиональной деятельностью, с целью проведения свободного времени ради лечения, развлечения, образования, отдыха, религии (прим. ред: именно религии!), спорта, по семейным или деловым обстоятельствам». 

В свою очередь ст.1 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" 1996 г.  гласит: турист - "гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки".

Получается, что изменения пойдут в разрез не только с международными нормами, но теперь и с российским законодательством, так как в законопроекте нет упоминания о внесении изменений в ст.1 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Разработчики об этом не побеспокоились. Получается, что там турист так и остался паломником.

Кроме того, весьма странным выглядит то, что волевым решением часть бизнеса туроператоров взяли и передали в исключительное право РПЦ. Или это не так?  

И еще один нюанс.

А как религиозные организации будут отвечать за безопасность паломников? Готовы ли они к этому? 

Редакция журнала «Безопасность индустрии туризма» обратилась в  Московский Патриархат с этим вопросами. В первую очередь, нас интересовало - готова ли РПЦ нести ответственность за безопасность паломников, как предполагают разработчики законопроекта и если да, то какие ресурсы для этого могут использоваться или уже используются?

Нам ответил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. По его мнению положения законодательства об основах туристской деятельности, в том числе в сфере обеспечения безопасности паломников, не могут быть применены к паломнической деятельности.

При этом он отметил:  «Православному паломничеству уже более двух тысяч лет, и религиозные организации выработали и успешно используют как исторически сложившейся многовековой опыт ведения безопасной паломнической деятельности, так и современную практику обеспечения безопасности паломников».

Полное интервью с Вахтангом Кипшидзе размещено в №3-2018 нашего издания.

Купить журнал >


Следите за нашими новостями!