Простая актуализация по пожарной безопасности или первый шаг к дополнительным обременениям турбизнеса?
Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О пожарной безопасности» расмотрен на предмет наличия в нем положений, вводящих избыточные, необоснованные ограничения или обязанности для предпринимателей, в том числе в сфере туризма, а также дана оценка возможных дополнительных расходов бизнеса, если таковые могут возникнуть в связи с его принятием.
Заключение.
Учитывая достаточно продолжительный срок с момента принятия первоначальной версии ФЗ-69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года, а также то обстоятельство, что часть работ и услуг в области пожарной безопасности являются лицензируемыми видами деятельности, проблема актуализации перечня таких работ и услуг, их уточнения и оптимизации  представляется весьма актуальной.   
В случае принятия данного проекта в предложенном виде положительные эффекты, не считая уточнения и дополнения некоторых видов работ и услуг в области пожарной безопасности, представляются весьма неочевидными.  
Данный проект, по мнению экспертов Ассоциации,  в целом недостаточен для уточнения видов работ и услуг и не достигает заявленной цели. 

Так, рассматриваемым проектом в перечень указанных работ и услуг включается «профилактика пожаров». 
Согласно ФЗ-69 (статья 1) под профилактикой пожаров понимается совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий. При этом в законодательстве не дается понятие «превентивных мер». 
Одновременно в ФЗ-69 уже существует понятие «меры пожарной безопасности» - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. По смыслу «профилактика пожаров» и «меры пожарной безопасности» имеют общую цель. 
Частично термин «профилактика пожаров» дублируется термином «первичные меры пожарной безопасности» - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. 
Поэтому представляется целесообразным гармонизировать и оптимизировать термины «профилактика пожаров», «меры пожарной безопасности» и «первичные меры пожарной безопасности» сохранив в законодательстве два последних и отказавшись от термина «профилактика пожаров».

В связи принятием данного проекта могут возникнуть дополнительные риски для бизнеса. 

1. Актуализация перечня видов работ и услуг в области пожарной безопасности в последствии может стать поводом для расширения перечня лицензируемых видов работ и услуг в области пожарной безопасности и приведет к дополнительной нагрузке на бизнес и необоснованным расходам. Действующей редакцией ФЗ-99 от 04.05.2011 (статья 12) к видам деятельности, на которые требуются лицензии отнесена (пункт 14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Значит, вполне обоснованно и ожидаемо, что в дальнейшем под видом уточнения и актуализации этого вида деятельности посредством его дополнения «профилактикой пожаров» состоится расширение лицензируемых видов работ и услуг в области пожарной безопасности. 
В том, что деятельностью в области пожарной безопасности должны заниматься специалисты, а заказчик должен быть максимально защищен от недобросовестных исполнителей, в том числе и посредством лицензирования, сомнений ни у кого нет. А вот сам термин «профилактика пожаров» вызывает сомнения.  
К тому же заявленная актуализация (фактически расширение перечня видов работ и услуг посредством включения в них профилактику пожаров)  может привести к тому, что сами организации для осуществления деятельности по профилактике пожаров внутри своих же организаций будут вынуждены получать лицензию и нести дополнительные расходы. 
2. Проектом предусмотрена «разработка планов и карточек тушения пожаров». На наш взгляд, таким образом в перечень работ и услуг включается не предусмотренный законодательством новый вид –«разработка карточек тушения пожаров».  Дело в том, что статьей 21 ФЗ-69 предусмотрена разработка лишь планов тушения пожаров и только для производств! Карточки тушения пожаров полезный документ, отражающий многолетнюю практику тушения пожаров и не вызывающий сомнение в целесообразности разработки.  Тем не менее, обязанности и необходимость разработки указанных карточек действующим законодательством (ФЗ-69) не предусмотрены. Поэтому представляется целесообразным статью 21 указанного ФЗ-69 в части разработки планов тушения пожаров для производств дополнить обязанностью по разработке карточек тушения пожаров, в том числе для учреждений и мест с массовым пребыванием людей и других объектов, критерии отнесения к которым должно разрабатывать МЧС России.  
3.  Вызывает сомнение запись в проекте «другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности». Фактически, данный пункт открывает весьма широкие возможности для правоприменения и произвольного расширения перечня видов работ и услуг в области пожарной безопасности со стороны МЧС России, отдельные из которых подлежат лицензированию. 
Если уже и наделять МЧС России полномочиями по формированию перечня работ и услуг в области пожарной безопасности, то тогда в законе ограничиться лишь записью об этом, убрав оттуда уже поименованные виды работ и услуг в области пожарной безопасности. Либо все-таки создавать исчерпывающий (закрытый) перечень работ и услуг в области пожарной безопасности. 

Деятельность в области пожарной безопасности затрагивает жизнь и здоровье людей, отдельные виды работ и услуг подлежат лицензированию, что требует четкой законодательной регламентации, поэтому без законодательных нововведений не обойтись.

Проект содержит нормы, противоречащие действующему законодательству. 

Вводится дополнительный вид деятельности по разработке карточек тушения пожаров, что противоречит статье 21 ФЗ-69 «О пожарной безопасности». В указанной статье речь идет только о разработке планов тушения пожаров и только для производств (см. выше). Поэтому, представляется целесообразным вначале внести поправки в эту статью, а лишь затем ставить вопрос о расширении (актуализации) перечня видов работ и услуг. 

Проект содержит нормы, положения и термины, позволяющие их толковать неоднозначно.

1. Вид работ и услуг «Профилактика пожаров», хотя и содержится в действующем законодательстве (ФЗ-69, статья 1 как совокупность превентивных мер, фактически содержит термин (превентивные меры), суть которого неизвестна и требует дополнительной регламентации. А это может привести к весьма широкому толкованию на практике после включения «профилактику пожаров» в лицензируемые виды работ и услуг в области пожарной безопасности. 
2. Запись «другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности» может дать возможность для произвольного и расширительного толкования. 

Проект содержит нормы, невыполнимые на практике. 

К примеру, осуществление противопожарной пропаганды в виде тематических выставок и конференции. Основной целью подобного рода деловых мероприятий противопожарная пропаганда никогда не являлась и не является! Они имеют совершенно другие цели. Поэтому, как это соотнести и исполнить- непонятно? Да, если ещё кому-то захочется под видом работ и услуг в области пожарной безопасности подвести их под лицензирование…?   

Переходный период для данного проекта не потребуется.

Он может потребоваться  в случае внесения изменений и дополнений в ФЗ-99 в части расширения лицензируемых работ и услуг в области пожарной безопасности, которые вероятнее всего потребуются  с целью актуализации пунктов 14) и 15) статьи 12 ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года. 

законопроект, при внешней кажущейся своей незначительности и актуальности, в дальнейшем может способствовать усилению регулятивной функции и увеличению нагрузки на бизнес.

С одной стороны, организации, оказывающие услуги и выполняющие работы в области пожарной безопасности могут столкнуться с необходимости проходить дополнительные процедуры и получать лицензии. А с другой, по этой же причине, будут вынуждены получать лицензии владельцы имущественных комплексов и руководители предприятий и организаций, для осуществления, к примеру профилактики пожаров, разработки планов и карточек тушения пожаров и пр. для собственных нужд. Принятие законопроекта и отнесение организацию выставок и конференций по пожарной безопасности к противопожарной пропаганде также может создавать предпосылки для последующего усиления регулятивного воздействия и лицензирования.  
Наделение МЧС России полномочиями по формированию перечня работ и услуг в области пожарной безопасности фактически сводит на нет законодательное закрепление этого перечня.  

Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О пожарной безопасности»


Свое мнение вы можете направиь на адрес apparat@tourismsafety.ru