Транспортная полиция не видит необходимости в сопровождении каждого гражданского самолёта, заявил начальник управления на транспорте МВД России по ЦФО Олег Калинкин.

"С точки зрения того, что каждый самолёт надо взять под сопровождение (сотрудниками полиции — ИФ), я противник этого", — сказал Калинкин в среду журналистам.

"На сегодняшний день идёт дискуссия о создании "воздушных маршалов", изучается опыт других стран. В других странах это, как правило, не на государственном уровне, а на уровне авиакомпании, а мы сегодня прекрасно понимаем, что они частные", — сказал Калинкин.

Он добавил, что сейчас в России выработан механизм работы между транспортной полицией и экипажами пассажирских лайнеров.


Напомним, практика слежения за потенциально опасными пассажирами, которые своими действиями угрожают экипажу и пассажирам, появилась в 1961 году в Америке.

Эту функцию взяли на себя воздушные маршалы (Federal Air Marshal Service), которые отбирались из числа сотрудников спецслужб. Агенты службы — федеральные воздушные маршалы — инкогнито находятся на гражданских рейсах в целях обнаружения и борьбы с враждебными действиями против США, в том числе угонов самолетов. 

Работники агентства часто путешествуют и являются профессиональными стрелками (вооружены полуавтоматическим оружием). Маршалы смешиваются с обычными пассажирами на борту самолета. 

Наибольшее развитие служба получила в США после терактов 11 сентября 2001 года: до этого времени на рейсах находилось всего 33 человека, а сейчас в небе на различных рейсах курсируют до 4 тыс маршалов.

В СССР также существовала подобная служба, которая работала на 21 направлении полетов.

В РФ дискуссии о необходимости сопровождения воздушных судов «воздушными маршалами» как на международных, так и на внутренних линиях периодически, как правило после чрезвычайных происшествий, велись.  

В конце 2014 года МВД России выступало с инициативой создания специальной службы воздушных маршалов, которые станут пресекать все нарушения, допущенные на борту пассажирами. В ведомстве предлагали создать единую службу для всех авиакомпаний. 

Однако, до настоящего времени каких-либо решений по данному вопросу Государством не принято.

ИКАО определяет «воздушного маршала» -  как служащего государственного учреждения, которому правительством государства эксплуатанта и правительством государства регистрации разрешено находиться на борту воздушного судна с целью защиты этого воздушного судна и находящихся на его борту лиц от актов незаконного вмешательства, за исключением лиц, нанимаемых исключительно для личной охраны одного или нескольких конкретных лиц, путешествующих на борту воздушного судна, например, личных телохранителей.

Сотрудники службы безопасности на борту считаются последним рубежом защиты против актов незаконного вмешательства на борту гражданских воздушных судов.