Совфед одобрил поправки, разграничившие туризм и паломничество

"Путешествие (поездка), совершаемое в целях отдыха и развлечений, осуществления деятельности, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания, в иных целях, не указанных в пункте новой статьи, не может быть признано паломнической поездкой", — сообщила заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина на заседании Совфеда.

По ее словам, изменения направлены на разграничение паломнической и туристской деятельности, определение статуса паломника и, в конечном итоге, на обеспечение защиты прав верующих.

На прошлой неделе Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, представляющий религиозным организациям исключительное право на организацию паломничества.

Согласно закону, исключительное право на осуществление паломнической деятельности имеют религиозные организации непосредственно или путем создания организаций, основной целью деятельности которых является осуществление паломнической деятельности.

Закон закрепляет понятие "паломник" — физическое лицо, совершающее путешествие (поездку) для посещения мест религиозного почитания (паломничества) и объектов религиозного назначения, расположенных на территории РФ и за ее пределами.

Закон предусматривает, что услуги на объектах показа, принадлежащих религиозной организации, оказывают экскурсоводы или гиды-переводчики религиозной организации.

Ранее участники туррынка выступили против закона о паломниках. По их мнению, передача паломничества в руки религиозной монополии невыгодна экономически, так как без конкуренции нет рынка, а у туристов и паломников не будет возможности выбрать лучший для себя продукт, поскольку работа профильных туроператоров будет ограничена.


По мнению экспертов, к данному закону весьма много вопросов.

Давайте разберемся.

В 1963 г. на конференции ООН по международному туризму в Риме рассмотрены вопросы туристских дефиниций и предложено использовать термины «посетители», «туристы» (ночующие посетители) и «экскурсанты» (однодневные не ночующие посетители). Было принято следующее определение для туриста: «турист– человек, прибывший в страну, в которой он постоянно не живет и не занимается оплачиваемой профессиональной деятельностью, с целью проведения свободного времени ради лечения, развлечения, образования, отдыха, религии (прим. ред: именно религии!), спорта, по семейным или деловым обстоятельствам». 

В свою очередь ст.1 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" 1996 г.  гласит: турист - "гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки".

Получается, что изменения пойдут в разрез не только с международными нормами, но теперь и с российским законодательством, так как в законопроекте нет упоминания о внесении изменений в ст.1 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Разработчики об этом не побеспокоились. Получается, что там турист так и остался паломником.

Кроме того, весьма странным выглядит то, что волевым решением часть бизнеса туроператоров взяли и передали в исключительное право РПЦ. Или это не так?  

И еще один нюанс.

А как религиозные организации будут отвечать за безопасность паломников? Готовы ли они к этому? 

Редакция журнала «Безопасность индустрии туризма» обратилась в  Московский Патриархат с этим вопросами. В первую очередь, нас интересовало - готова ли РПЦ нести ответственность за безопасность паломников, как предполагают разработчики законопроекта и если да, то какие ресурсы для этого могут использоваться или уже используются?

Нам ответил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. По его мнению положения законодательства об основах туристской деятельности, в том числе в сфере обеспечения безопасности паломников, не могут быть применены к паломнической деятельности.

При этом он отметил:  «Православному паломничеству уже более двух тысяч лет, и религиозные организации выработали и успешно используют как исторически сложившейся многовековой опыт ведения безопасной паломнической деятельности, так и современную практику обеспечения безопасности паломников».

Полное интервью с Вахтангом Кипшидзе размещено в №3-2018 нашего издания.

Купить журнал >


Следите за нашими новостями!