Минтранс разработал законопроект по регулированию конкурента BlaBlaCar?

В распоряжении "Ъ" оказался законопроект о правилах заказных некоммерческих перевозок пассажиров на автомобилях при заключении договоров через интернет. Речь идет о разработке нового федерального закона и поправок к действующим нормам. Минтранс 28 июня направил документ членам рабочей группы, которая занимается урегулированием правоотношений в подобных поездках (их также называют карпулинг или райдшеринг)", — говорится в публикации.

Согласно проекту Минтранса, на который ссылается издание, от перевозчика потребуется наличие прав категории B и водительского стажа не менее двух лет. В сутки ему будет разрешено не более двух поездок, организованных через агрегатор. В своем автомобиле водитель не сможет перевозить за рейс более пяти попутчиков. Если выяснится, что перевозчик совершал коммерческие рейсы, его аккаунт заблокируют.

Газета также уточняет, что расчеты между попутчиком и некоммерческим перевозчиком будут возможны только в безналичной форме через онлайн-сервис. При этом предельный размер платы определит правительство с учетом цены топлива, смазочных материалов и проезда по платным автодорогам. Законопроект вступит в силу через год после подписания, отмечается в тексте документа.

По имеющимся у газеты данным, рассмотрение проекта продлится до 25 июля. Когда планируется направить документы в Госдуму РФ, в Минтрансе не уточнили. Представитель профильного вице-премьера Максима Акимова подтвердил изданию, что министерство разрабатывает законопроект, но в правительство его еще не вносили, пишет "Коммерсант".

Райдшерингом (или карпулингом) называется совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков, при этом расходы на топливо распределяются пропорционально.

В России крупнейшим сервисом карпулинга считается французский BlaBlaCar. По собственным данным, у него в стране более 20 млн пользователей. Аналогичные проекты развивали Mail.ru Group и "Яндекс".


Такие сервисы, аналоги BlaBlaCar, вызывают противоречивые чувства – с одной стороны, не ясно, кто и как во время поездки отвечает за вопросы безопасности, но с другой, как мы видим, сервисы набирают популярность не только в Европе (где к вопросам безопасности относятся не менее трепетно), но и в нашей стране.

Напомним, ранее российские перевозчики попросили суд запретить сервис BlaBlaCar

На широкое распространение деятельности таких агрегаторов эксперты обращают внимание уже давно. Так, ранее, 1 ноября 2018 года Межрегиональная общественная организация «Объединение автопассажирских перевозчиков» также подала коллективный иск против российского представительства французского онлайн-сервиса BlaBlaCar — ООО «Комьюто рус».  К этому иску присоединились 27 индивидуальных предпринимателей и компаний, занимающихся пассажирскими перевозками. Подробнее тут >

Еще ранее, в сентябре 2017 года Тимашевский районный суд Краснодарского края по жалобе ассоциации «Региональный автотранспортный союз» (РАС)​, которая заявила, что сервисом пользуются нелегальные междугородние перевозчики, запретил распространение информации о совместных поездках. Это грозило сервису блокировкой в России. Однако в декабре того же года Краснодарский краевой суд отменил это решение.  

По мнению экспертов отрасли использование данного сервиса для их пользователей (пассажиров, туристов) дает лишь мнимую экономию и напротив, создает дополнительные угрозы безопасности пассажиров.  Доля  перевозок в туристическом продукте доходит до 70%, поэтому данный процесс имеет весьма существенное значение для развития как внутреннего, так и въездного туризма. При этом фактор уровня безопасности перевозок все больше учитывается туристами при выборе турпродукта.

В деятельности Ассоциации «Безопасность туризма» безопасность на транспорте занимает особое место, а в официальном издании Ассоциации – журнале «Безопасность индустрии туризма» – указанная тема является одной из ключевых.

Редакция предлагает вам включиться в дискуссию и направить в издание комментарии на вопрос: какую же ответственность будет нести оператор BlaBlaCar или водитель райдшеринга или иного аналогичного агрегатора в случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу людей? Нам также интересно ваше  мнение относительно данных сервисов, небезинтересен также опыт использования их в разных странах с учетом вопросов безопасности. Некоторые материалы, отобранные редакционным советом, будут опубликованы в очередном номере издания совершенно бесплатно!

Купить журнал on-line >

Подписаться на журнал >