Недавно Минспорта Республики Беларусь пообещало, что представит новый вариант закона «О туризме». Теперь документ доступен, его можно обсуждать. Проект закона опубликован на правовом портале. Мнения заинтересованных людей там собирают до 28 июля. Ранее в ведомстве заявляли, что совместно с представителями турбизнеса подготовлен ряд принципиальных изменений.

Напомним, по мнению экспертов отрасли, одним из наиболее революционных нововведений этого проекта являются финансовые гарантии для туристов со стороны организаторов отдыха. Формулируя меры защиты для клиентов, создатели закона учитывали недавнюю историю с российским туроператором «Натали Турс» (2018 год). Чтобы подобное не повторилось, турфирмам предложено сбрасываться в некий «буферный» фонд для покрытия ущерба клиентам в экстренных ситуациях.

Предложены и другие рычаги для повышения и распределения ответственности туристических организаций.

Создатели проекта считают, что нововведения не повлияют серьезно на цены.

Проект закона, скачать>


Напомним, в нашей стране Минэкономразвития также планирует обновить базовый закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" с учетом предложений представителей отрасли. Об этом недавно сообщил  замминистра экономического развития Сергей Галкин.

«На этот год ставим задачу обновить 132 ФЗ, сделать предложения, которые должны носить фундаментальный характер, так как закон сфокусирован на выездной туризм, а въездной и внутренний требуют соответствующего сопровождения на уровне законодательства федерального. В ближайшие два месяца мы будем со всеми участниками рынка это обсуждать», прокомментировал замглавы ведомства.

Ассоциация "Безопасность туризма" всецело приветствует данное решение. Напомним, что еще в мае 2018 года, в рамках Форума "Безопасность туризма - 2018" участники мероприятия проголосовали за внесение в итоговою резолюцию предложение (пункт I "г") о необходимости разработки нового законодательного акта взамен действующего Федерального закона № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который работает уже больше 20 лет и фактически не регламентирует безопасность внутреннего и въездного туризма! Ознакомиться с Рекомендациями Форума - 2018, скачать >

В свою очередь, уже в этом году, 16 мая участники Форума "Безопасность туризма - 2019" еще раз подчеркнули то, что важнейшим условием для достижения поставленных целей и задач в сфере развития внутреннего и въездного туризма является обеспечение его безопасности, так как безопасность и защита туристов, уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма в любой стране. Безопасность туристов напрямую зависит от политики государства, мер, принимаемых турагентами и туроператорами, а также от действий самих туристов. Безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествии касаются широкого круга проблем, которые необходимо решать как на туристских территориях, так и на объектах туристкой инфраструктуры (туристские кластеры, гостиницы и иные средства размещения, объекты культуры, объекты транспортной инфраструктуры и пр.).

Однако, несмотря на то, что действующим законодательством (статья 3.1 Федерального закона № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации») обеспечение безопасности туризма отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере туризма -  реализация данного полномочия на сегодняшний день недостаточна, закон по сути не исполнен.

ПОЧЕМУ?

На текущий момент отсутствует единый федеральный орган государственной власти, ответственный за реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере безопасности туризма, а также за координацию, осуществление федерального государственного контроля (надзора) в этой сфере. Даже несмотря на то, что упоминание о безопасности туризма появилось в Положении о Минэкономразвития России, в данной редакции это не решает всех проблем в этой важнейшей сфере! Также недостаточно эффективна деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе (теперь уже по аналогии с Минэкономразвития России) только осуществлять взаимодействие с некоммерческими организациями по вопросам обеспечения безопасности туризма.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Поэтому для восполнения одного из недостающих элементов системы мер безопасности туризма в России представляется целесообразным наделить дополнительными полномочиями Минэкономразвития РФ, к полномочиям которого должны быть отнесены:
– разработка и реализация единой государственной политики в сфере безопасности туризма, в том числе для представителей маломобильных групп туристов;
– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере безопасности туризма;
– сбор, анализ статистических данных, оценка реальных и потенциальных внутренних и внешних вызовов и угроз в этой сфере;
– осуществление государственного контроля (надзора) за исполнением законодательства в сфере безопасности туризма.

ЕЩЕ ОДИН АСПЕКТ

Более того, само понятие «безопасность туризма» также вызывает вопросы. Согласно статье 14 ФЗ-132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства. По мнению экспертов отрасли, данное понятие устарело, не отвечает существующим реалиям. Оно совершенно не учитывает многогранность и многоаспектность вопросов безопасности туризма, а потому требует существенной корректировки. 


Данные предложения включены в проект Резолюции  Форума "Безопасность туризма - 2019", а также направлены в Минэкономразвития РФ для рассмотрения с целью внесения изменений в Федеральный закон РФ №132 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".