Ребенок едва не погиб в лифте гостиницы

Маленький петербуржец пострадал во время отдыха на курорте. По словам матери, турфирма, продавшая путевку, не захотела разобраться в инциденте. Выяснилось также, что отель не был сдан в эксплуатацию полностью. Пострадавшие обратились к уполномоченному по правам ребенка Светлане Агапитовой и просьбой проверить турфирму, которая продавала путевку в опасный отель, сообщает neva.today.

По словам заявительницы, они с семилетним сыном поехали на отдых, но в один из дней ребенок застрял в лифте. Мальчик звал на помощь, мать не могла ему помочь, а освобождения пришлось ждать достаточно долго. Сотрудники гостиницы, по словам заявительницы, не стали ей помогать. Позже во время аварийно-спасательных работ женщина узнала, что отель не полностью сдан в эксплуатацию.

Вернувшись с отдыха, женщина отправилась в турфирму, где брала путевку, там ей ответили "откровенным издевательством". Теперь заявительница просит провести проверку деятельности компании. В свою очередь, детский омбудсмен написала в Роспотребнадзор, чтобы служба проверила гостиницу - можно ли ее посещать туристам с детьми.


Полагаем, что матери ребенка стоит обратиться в суд.  Действующее законодательство не исключает, а наоборот предусматривает (!) ответственность туроператора или турагента за ущерб, причиненный в процессе оказания услуг в рамках турпродукта! 

Напомним, право потребителя на получение качественной и безопасной услуги обеспечивается основополагающими положениями законодательства о защите прав потребителей и об основах туристкой деятельности в Российской Федерации в части обеспечения безопасности оказываемых туристских услуг, ответственности за вред жизни и здоровью туристов (потребителей) и за ущерб, причиненный их имуществу.

Туристский продукт – это целостная система, комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену, включая экскурсионное обслуживание и другие услуги.

Именно такая формулировка содержится в действующем законодательстве. В свою очередь право потребителей на безопасность товара (работ, услуг) установлено ст. 7 и 11 Закона РФ от  07.02.1992 № 2300-1  «О защите прав потребителей».

А согласно пункту 18 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (утверждены постановлением Правительства РФ №452 от 18 июля 2007 года, далее – Правила) все указанные в турпродукте услуги и процесс их оказания должны быть БЕЗОПАСНЫМИ для жизни, здоровья, имущества и потребителя и окружающей среды, они не должны причинять ущерб материальным и духовным ценностям общества и безопасности государства. Казалось бы, прописные истины и ничего нового здесь нет! Оказывается есть. И очень существенное.

ВОПРОС ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАМНОГО ШИРЕ.

Наряду с туроператорами и турагентами в реализации турпродукта могут участвовать и отельеры, перевозчики, гиды, проводники, инструкторы, владельцы объектов показа и посещения туристами и др. Это все так называемые третьи лица, или соисполнители турпродукта, субподрядчики, называть можно по-разному, суть не меняется. Некоторые считают, что именно они должны озаботиться безопасностью своих услуг и нести ответственность. И это действительно так.

И по закону именно на них возложена непосредственная обязанность и ответственность (вплоть до административной и уголовной) за безопасность оказываемых ими гостиничных, перевозочных, экскурсионных и иных услугНо не все так просто!

Дело в том, что согласно указанным выше Правилам (пункт 22) ИСПОЛНИТЕЛЬ (а это в данном случае туроператор или турагент) НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за реализацию турпродукта, имеющего нарушения требований БЕЗОПАСНОСТИ. Именно на них же (на туроператора и турагента) возложена ответственность за причинение вреда жизни и здоровью потребителя (туриста-заказчика), а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта, если они будут иметь место, а они в данном происшествии просматриваются явно!

Иными словами, по действующему законодательству и перевозчик, и отельер, и другой субъект, оказывающий услуги в рамках турпродукта, несут ответственность за безопасность оказываемых услуг, за соблюдение правил безопасности в отеле, движения, полетов, мореплавания, за обеспечение пожарной безопасности и т. д. И в случае причинения ущерба в рамках уголовного или административного судопроизводства они обязаны будут отвечать, в том числе и своим имуществом, за причиненный ущерб. 

При этом закон не исключает, а наоборот предусматривает (!) ответственность туроператора и турагента за ущерб, причиненный в процессе оказания услуг в рамках турпродукта! И потребитель сам вправе решить, предъявлять ли претензию турпореатору и турагенту или нет.

НЕСПРАВЕДЛИВО? ОТНЮДЬ!

Если провести аналогию между турпродуктом, состоящим из набора различных услуг, с автомобилем, состоящим из множества комплектующих от десятков производителей и поставщиков по всему миру, то логика есть. Ведь кто в конечном итоге несет ответственность за готовый автомобиль? Автопроизводитель! Так и с турпродуктом – ответственность несет ТУРОПЕРАТОР и ТУРАГЕНТ.  Логика та же самая.

Как уже сообщалось выше, на туроператоре и турагенте лежит обязанность по оказанию БЕЗОПАСНЫХ услуг в рамках турпродукта. Исполнитель обязан представить потребителю туристский продукт, который соответствует обязательным требованиям безопасности, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами!

И еще, важно!

После того, как Минэкономразвития получил новые полномочия в сфере регулирования туризма, соответственно, возникла необходимость принять норматив, определяющий порядок надзора. В этой связи проект Положения о государственном надзоре за деятельностью туроператоров в сфере выездного туризма Минэкономразвития подготовило и внесло в Правительство РФ. Подробнее >