Государственная Дума на пленарном заседании во вторник, 16 июля, приняла во втором чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ в части установления ответственности перевозчика за нарушение режима труда и отдыха водителей.

«Мы усиливаем административную ответственность за выход на маршрут транспорта без тахографа или со сломанным (отключенным) тахографом. В обязательном порядке тахографами должны быть оборудованы, например, все междугородние автобусы или большегрузные фуры. Если по действующему законодательству штраф за подобные нарушения платит фактически сам водитель, то этим законопроектом мы вводим ответственность в первую очередь для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — то есть для владельцев транспортных компаний», — сказал Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

По его словам, «штрафы могут достигать до 50 тыс. рублей, тогда как максимальная санкция по этой статье сейчас — три тысячи. Это позволит повысить безопасность пассажиров, чтобы у транспортной компании в погоне за быстрым заработком не было соблазна выпускать на рейс уставших водителей».

Напомним, поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» инициированы Правительством.‬‬‬‬

Для водителей штраф за выход на линию без тахографов или их блокировка вырастет с 1–3 тысяч рублей до 3–5 тысяч рублей.

Должностные лица, выпустившие на линию транспортное средство с поломанным тахографом или без него, заплатят штраф от 7 тысяч до 10 тысяч рублей (сейчас 5–10 тысяч), ИП оштрафуют на сумму от 15 тысяч до 25 тысяч рублей, юридических лиц от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток (в действующем законе ответственность для юрлиц и ИП отдельно не предусмотрена).

Повышенные дифференцированные штрафы устанавливаются и за несоблюдение режима труда и отдыха водителей (в настоящее время штраф для всех одинаков — от одной до трех тысяч рублей). Закон вступит в силу с 1 ноября 2019 года.


По статистике, ДТП (в том числе из-за несоблюдения режима труда и отдыха водителями) являются одной из наиболее частых причин гибели и причинения ущерба жизни и здоровью туристов. Нередко туроператоры и турагенты, в том числе организаторы отдыха и туризма детей привлекают недобросовестных автоперевозчиков, которые не гарантируют безопасность жизни и здоровья и не несут имущественную ответственность.

Широкое распространение получили так называемые заказные автоперевозки, когда перевозчики фактически и оказывают перевозочные услуги, но при этом уклоняются от необходимых процедур лицензирования и дополнительных проверок соответствия требованиям безопасности. При этом также не исполняются требования законодательства об обязательном страховании ответственности перевозчика и возмещении ущерба в результате дорожно-транспортных и иных происшествий на транспорте. В этой связи  в нашей стране введено обязательное лицензирование автобусных перевозок (подробнее >)

В этой связи 16 мая 2019 года специально для представителей туротрасли в рамках Форума "Безопасность туризма" выступил с подробными комментариями по вопросу организации перевозок Ахохов Асланбек Челиматович, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.