Узбекистан - туризм в законе!

Только на днях мы сообщали, что в Республики Беларусь также подготовлили новый проект закона «О туризме» и опубликовали его для обсуждения (подробнее >).

А вчера, 18 июля 2019 года, уже Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал закон «О туризме» своей страны. Документ был принят Законодательной палатой 16 апреля и одобрен Сенатом 21 июня. Кстати, прежняя версия датировалась 1999 годом и насчитывала 22 статьи. В новом законе статей 45.

Документ определяет основные направления государственной политики в сфере туризма. Среди них — создание условий для инвестиций в туристическую индустрию и для активизации внутреннего туризма, развитие государственно-частного партнерства, установление налоговых и таможенных льгот, поддержка и поощрение внедрения инноваций и ИКТ, стимулирование развития туристических зон и туристических кластеров.


Значимое место в законе отдано безопасности туризма!

Этому в документе посвящена целая глава (Глава  9.  Обеспечение безопасного туризма).  В соответствии с новым законом безопасность туристов и экскурсантов на территории Республики Узбекистан гарантируется государством. Перечислены меры по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов туроператорами и турагентами, указаны функции специализированных, спасательных и экстренных служб по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов, затронуты вопросы страхование в сфере туризма.


Право осуществления туристической деятельности получают туристические операторы, туристические агентства, экскурсионные организации, туристические фирмы только на основе лицензии.

В законе появились нормы о туристских зонах и кластерах, сертификации экскурсоводов, гидов и инструкторов-проводников, туристском информационном центре, едином реестре в сфере туризма, формировании и продвижении туристского продукта, стандартизация в сфере туризма, национальном туристском бренде Узбекистана и другие.

Документом закрепляется, что туризм исходя из специфики организуемого тура, тематики, продолжительности, способов передвижения и других характеристик тура может подразделяться на культурно-исторический, паломнический, экологический, познавательный, этнографический, гастрономический, деловой, социальный, спортивный, медицинский, молодежный, агротуризм и иные виды туризма.


В законе описаны правила реализации туристского продукта (ст.26). 

В статье 29 перечислены  Права и обязанности туроператоров и турагентов

Туроператоры и турагенты обязаны:

  • обеспечить предоставление туристам и экскурсантам услуг, обусловленных договором на предоставление туристских услуг;
  • возмещать убытки и компенсировать моральный вред, причиненный туристам и экскурсантам, в случае непредоставления или предоставления в неполном объеме либо ненадлежащего качества туристских услуг;
  • предоставлять туристам и экскурсантам полную информацию об организации тура, их правах и обязанностях;
  • содействовать сохранению туристских ресурсов;
  • осуществлять контроль за соблюдением туристами и экскурсантами законодательства в стране (месте) временного пребывания.

Кроме того, страхование туристов и экскурсантов является добровольным, за исключением некоторых случаев, предусмотренных частью второй статьи 37, и осуществляется туристами и экскурсантами на основе договоров с соответствующими страховыми организациями, имеющими право на осуществление такой деятельности.

Туроператоры и турагенты имеют право устанавливать требование о наличии у туристов и экскурсантов страхового полиса в зависимости от специфики и формы туристского продукта.
Туроператоры обязаны страховать свою гражданскую ответственность.

Закон № ЗРУ–549, скачать>


Напомним, в нашей стране Минэкономразвития также планирует обновить базовый закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" с учетом предложений представителей отрасли. Об этом недавно сообщил  замминистра экономического развития Сергей Галкин.

«На этот год ставим задачу обновить 132 ФЗ, сделать предложения, которые должны носить фундаментальный характер, так как закон сфокусирован на выездной туризм, а въездной и внутренний требуют соответствующего сопровождения на уровне законодательства федерального. В ближайшие два месяца мы будем со всеми участниками рынка это обсуждать», — прокомментировал замглавы ведомства.

Ассоциация "Безопасность туризма" всецело приветствует данное решение. Напомним, что еще в мае 2018 года, в рамках Форума "Безопасность туризма - 2018" участники мероприятия проголосовали за внесение в итоговою резолюцию предложение (пункт I "г") о необходимости разработки нового законодательного акта взамен действующего Федерального закона № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который работает уже больше 20 лет и фактически не регламентирует безопасность внутреннего и въездного туризма! Ознакомиться с Рекомендациями Форума - 2018, скачать >

В свою очередь, уже в этом году, 16 мая участники Форума "Безопасность туризма - 2019" еще раз подчеркнули то, что важнейшим условием для достижения поставленных целей и задач в сфере развития внутреннего и въездного туризма является обеспечение его безопасности, так как безопасность и защита туристов, уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма в любой стране. Безопасность туристов напрямую зависит от политики государства, мер, принимаемых турагентами и туроператорами, а также от действий самих туристов. Безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествии касаются широкого круга проблем, которые необходимо решать как на туристских территориях, так и на объектах туристкой инфраструктуры (туристские кластеры, гостиницы и иные средства размещения, объекты культуры, объекты транспортной инфраструктуры и пр.).

Однако, несмотря на то, что действующим законодательством (статья 3.1 Федерального закона № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации») обеспечение безопасности туризма отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере туризма -  реализация данного полномочия на сегодняшний день недостаточна, закон по сути не исполнен.

ПОЧЕМУ?

На текущий момент отсутствует единый федеральный орган государственной власти, ответственный за реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере безопасности туризма, а также за координацию, осуществление федерального государственного контроля (надзора) в этой сфере. Даже несмотря на то, что упоминание о безопасности туризма появилось в Положении о Минэкономразвития России, в данной редакции это не решает всех проблем в этой важнейшей сфере! Также недостаточно эффективна деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе (теперь уже по аналогии с Минэкономразвития России) только осуществлять взаимодействие с некоммерческими организациями по вопросам обеспечения безопасности туризма.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Поэтому для восполнения одного из недостающих элементов системы мер безопасности туризма в России представляется целесообразным наделить дополнительными полномочиями Минэкономразвития РФ, к полномочиям которого должны быть отнесены:
– разработка и реализация единой государственной политики в сфере безопасности туризма, в том числе для представителей маломобильных групп туристов;
– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере безопасности туризма;
– сбор, анализ статистических данных, оценка реальных и потенциальных внутренних и внешних вызовов и угроз в этой сфере;
– осуществление государственного контроля (надзора) за исполнением законодательства в сфере безопасности туризма.

ЕЩЕ ОДИН АСПЕКТ

Более того, само понятие «безопасность туризма» также вызывает вопросы. Согласно статье 14 ФЗ-132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства. По мнению экспертов отрасли, данное понятие устарело, не отвечает существующим реалиям. Оно совершенно не учитывает многогранность и многоаспектность вопросов безопасности туризма, а потому требует существенной корректировки. 


Данные предложения включены в проект Резолюции  Форума "Безопасность туризма - 2019", а также направлены в Минэкономразвития РФ для рассмотрения с целью внесения изменений в Федеральный закон РФ №132 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".