ФСБ получит право отменять международные авиарейсы

Теперь от перевозчиков будут требовать не позднее чем за 30 минут до вылета направлять в Росавиацию определенные стандартные данные. Кроме того, вылет любого международного рейса может быть отменен по требованию ФСБ в случае "угрозы безопасности РФ", сообщает Интерфакс. Проект постановления правительства об этом проходит публичные обсуждения и может вступить в силу в 2020 году.

Среди информации, которую перевозчик обязан сообщать — количество и национальность членов экипажа и пассажиров, наименование груза, график полета с указанием пунктов посадок, пунктов и расчетного времени входа-выхода из воздушного пространства РФ и других государств.

Если авиакомпания не будет предоставлять информацию, то при повторном нарушении Росавиация обязана приостановить ее разрешение на международные полеты на месяц. Если перевозчик допускает три нарушения и более, то регулятор отзывает разрешение не менее чем на год. Источники "Коммерсанта" в отрасли отмечают, что Росавиация будет выдавать авиакомпаниям одно разрешение — то есть, его отзыв блокирует все международные рейсы перевозчика.

Росавиация также получит право запрещать конкретные полеты при получении информации "об угрозе безопасности РФ" от "уполномоченного ФОИВ.

В документе не уточняется, что подразумевается под угрозой безопасности.

В Минтрансе и Росавиации отказались комментировать инициативу. Источники газеты на рынке утверждают, что фактически инициатор новых правил — ФСБ, которая добивалась ужесточения правил последние три года. Собеседник в одной из крупных авиакомпаний отмечает, что в штате Росавиации не предусмотрены сотрудники для анализа подаваемой информации — и "регулятор будет транзитом пересылать ее спецслужбам". "В России есть несколько чартерных авиакомпаний, которые летают только за рубеж. Приостановка разрешения даже на месяц будет означать для них прекращение бизнеса",- подчеркнул источник издания, сообщает Интерфакс.

кто против?

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) выступила против новой редакции правил допуска российских авиакомпаний к международным полетам, предложенной для публичного обсуждения Минтрансом РФ.

"Считаем, что представленный для обсуждения проект постановления правительства РФ "Об утверждении порядка выдачи разрешений российским эксплуатантам гражданской авиации на выполнение международных полетов" не соответствует заявленным целям и ведет к избыточному административному регулированию деятельности эксплуатантов гражданской авиации", — говорится в письме главы АЭВТ Владимира Тасуна от 19 июля, адресованном главе департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса РФ Светлане Петровой. Письмо опубликовано на сайте ассоциации.

Принятие постановления, полагают в АЭВТ, приведет к увеличению трудоемкости работ в авиакомпаниях: на каждый международный регулярный рейс придется оформлять отдельный запрос, что в настоящее время не делается. Выполнять чартеры на глубину менее 4-5 дней станет в принципе невозможным, поскольку заявка рассматривается Росавиацией в течение трех рабочих дней с даты поступления.

"Отдельные сложности возникнут в случаях перевозки генеральных грузов, когда количество грузоотправителей может достигать нескольких десятков, а то и сотен, а перечень перевозимых грузов, соответственно, десятки и сотни наименований. Подготовка и передача такого объема информации не всегда представляется возможной", — пишет Тасун.

"При выполнении дальнемагистральных перелетов передаваемые сведения будут в значительной мере перегружены информацией, касающейся перечисления пунктов и расчетного времени входа/выхода из воздушного пространства зарубежных государств по маршруту следования", — продолжает глава АЭВТ.

Проект не соответствует заявленным целям и ведет к избыточному административному регулированию деятельности перевозчиков, заключает он. Для получения разъяснений АЭВТ просит Минтранс организовать совещание с участием представителей Росавиации, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и российских авиакомпаний.

Проект новых правил допуска российских авиакомпаний к международным полетам опубликован на портале regulation.gov.ru. Формально автор проекта – Минтранс РФ, но, по данным источников газеты "Коммерсантъ", фактически инициатор новых правил – ФСБ, которая добивалась ужесточения правил последние три года.