В СЗФО до 40% объектов нарушают требования антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей

В Северо-Западном федеральном округе обнаружили нарушения в сфере обеспечения антитеррористической защищенности в местах массового пребывания людей. Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

«В результате проведенных (прокуратурой) в 2018 году проверок выявлены нарушения на 40% объектах образования, на 15% объектов культуры, почти на 10% объектов гостиничного комплекса и здравоохранения», — сказал Патрушев.

Ранее первый замглавы МЧС РФ Александр Чуприян заявил, что «объекты с массовым пребыванием людей» впервые будут выделены в отдельную четкую категорию.

К таким объектам будут предъявляться более жесткие требования пожарной безопасности.

Он напомнил, что в советское время пожнадзор раз в два года проверял все проектные институты и все проекты на соответствие нормам пожарной безопасности.

В прошлом году количество преступлений террористической направленности в РФ сократилось в девять раз по сравнению с 2013 годом. Всего в 2018-м было совершено десять таких преступлений, приводил данные замглавы аппарата Национального антитеррористического комитета (НАК) Андрей Новиков.


От Ассоциации 

По нашему мнению, приведенные показатели исполнения требований к антитеррористической защищенности различных объектов  являются отражением самого подхода в этой сфере.

На сегодня в России разработаны и утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов 42 отраслей! То есть федеральным министерствам и ведомствам была поставлена задача разработать такие требования. Разработали. Утвердили. Но... Начнем с того, что эти требования разработаны на разных принципах и подходах. 

В одних случаях введены три категории опасности, в других четыре!? По некоторым объектам паспорта безопасности согласуются ФСБ России и Росгвардией, по другим еще и с МВД России, а по некоторым и с МЧС России?! В некоторых случаях требования предписывают собственникам объектам иметь мобильные, а в некоторых случаях (при первой категории опасности) стационарные металлобонаружители. Но при этом совершенно непонятно что этими металлобонаружителями обнаруживать (во многих документах нет перечней запрещенных к проносу изделий, веществ и материалов или даже разъяснений по ним). А самое главное при этом непонятно что делать в случае выявления, к примеру оружия, боеприпасов или даже взрывчатки? Какими полномочиями обладает при этом персонал объекта, к примеру, гостиницы, или ЧОО? Никакими! Только сделать замечание и позвонить куда надо. Все.

Но есть и такие требования, целесообразность исполнения которых под большим сомнением.

К примеру, тревожные кнопки в гостиницах. Зачем? Да и что это такое? В нормативных документах понятие тревожных кнопок отсутствует. Потому на местах нередко это используется для навязывания услуг со стороны вневедомственной охраны и ФГУП "Охрана Росгвардия" по подключению объектов (а это весьма и весьма накладно) и по дальнейшему абонентскому обслуживанию. А это тоже затраты.

А самая главная проблема - система контроля за исполнением требований к антитеррористической защищенности объектов.  Каждое из федеральных министерств и ведомств хотя и подготовило указанные требования, однако при этом никакими полномочиями по контролю, нормативному правовому регулирования в сфере антитеррористической защищенности не обладают. А потому и относятся к этим вопросам, мягко говоря, чисто формально, факультативно. Кто-то скажет, а как же антитеррористические комиссии субъектов РФ и муниципалитетов? Справедливости ради надо признать, они занимаются этими вопросами. Но... опять же ресурсы и возможности у таких комиссий ограничены.

По сути, вся текущая работа таких комиссий, в том числе и по контролю, сбору и анализу информации возложена на рабочие аппараты, а их численность, как правило, минимальная. Прокуратура? Да, она эпизодически проверяет ход исполнения законодательства в области антитеррористической защищенности. Но сколько она проводит таких проверок?  Капля в море!


По мнению Ассоциации, настало время провести глубокий анализ практики реализации требований к антитеррористической защищенности, а также их инвентаризации, гармонизации и оптимизации.

Нужны четкие и вполне реальные требования, исполнение которых вполне по силам, как крупным объектам защиты, так и небольшим (требования должны быть научно обоснованы и дифференцированы).

А еще, после того как требования будут оптимизированы и упорядочены, необходимо определить полномочные федеральные органы власти по контролю за исполнением требований к антитеррористической защищенности (к примеру ФСБ России, МВД России и Росгврадия), определить порядок исполнения контрольных функций, а также предусмотреть меры воздействия за неисполнения.


А на сегодня контроль за исполнением требований к антитеррористической защищенности возложен на самих же владельцев таких объектов (фактически, на самих же нарушителей). И прямой административной ответственности за неисполнение законодательства в области противодействия терроризму и антитеррористической защищенности пока нет.

Вот и получается, что требований много, затрат и отвлечений много, а толку мало!

Мы полагаем, что инициатива по этому вопросу должна исходить от Национального антитеррористического комитета. Так как никакое федеральное министерство и ведомство добровольно на себя не возложит дополнительных полномочий и ответственности без соответствующей штатной численности, финансового обеспечения, политического и законодательного решения.

Ассоциация "Безопасность туризма" готова подключиться к решению этих задач и внести соответствующие предложения.