С 6 августа меняются требования к участникам закупок, в сфере обеспечения безопасности объектов культуры, в том числе музеев

Постановлением Правительства РФ от 25.07.2019 N 962 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99" вносится определенный перечень изменений, который касается, в том числе вопросов закупок в сфере безопасности объектов культуры.

Теперь закупки разделили на подгруппы. Правительство выделило:
- работы по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов;
- аналогичные работы, не затрагивающие надежность и безопасность объектов;
- работы по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов из библиотечных фондов;
- работы и услуги, связанные с допуском исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам музеев, библиотек, к системам обеспечения безопасности или сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Главное изменение - уточнены требования к документам, подтверждающим опыт.

Теперь наличие соответствующего опыта необходимо потверждать не менее чем за последние 3 года.

БЫЛО

СТАЛО


Участники закупок должны будут представлять:

- копию исполненного контракта или договора, подтверждающего опыт работ из соответствующей подгруппы. Если закупаемые работы по сохранению объектов культурного наследия не влияют на их надежность и безопасность, подойдет контракт (договор) на аналогичные работы, включенный в реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ (реестр договоров по Закону N 223-ФЗ), или любой контракт (договор) на работы, затрагивающие надежность и безопасность таких объектов;
- копии актов выполненных работ, содержащих все обязательные реквизиты.


Напомним, совсем недавно было проведено исследование о потребности российских музеев в системах безопасности. Выснилось, например, что 88% музеев нуждаются в видеонаблюдении. Подробнее об этом >

Учитывая, в том числе, результаты этого опроса 24 и 25 октября 2019 г. в Санкт-Петербурге состоится Всероссийский семинар-практикум «Безопасность музеев». Участники – руководители и начальники служб безопасности 69-и федеральных государственных музеев.

Организаторы – Союз музеев России, Государственный Эрмитаж, Ассоциация «Безопасность туризма».

Государственный Эрмитаж представит участникам семинара-практикума опыт обеспечения охраны и безопасности музейных объектов и экспонатов. 

Ассоциация «Безопасность туризма» на 4-х пилотных зонах представит новейшие решения и технологии, а также рекомендации по обеспечению охраны, безопасности и противопожарной защиты.

Каждый участник семинара-практикума получит уникальную возможность ознакомиться и убедиться в эффективности современного оборудования, изучить  передовые практики и получить комплект унифицированных документов. За два дня профессионального общения будут раскрыты все аспекты обеспечения охраны и безопасности музеев. Подробнее тут >


А в чем смысл и главная цель нововведения в виде 3-летнего опыта в этой сфере? И в качестве условия при этом, у претендента с опытом стоимость ОДНОГО контракта (договора), а не консолидированная стоимость ранее оказанных услуг, должна быть не менее 20% от начальной (максимальной) цены заявленного контракта, лота, договора! Именно в сфере культуры или организации детского отдыха, соответственно.

 

Это сделано  для того, чтобы отсечь фирмы - однодневки, которые создаются специально под конкретный проект.

 

И зачастую они, чтобы получить хоть какие деньги, фактически опуская цену ломают рынок. Предлагаются такие цены, по которым явно ничего не может быть сделано! Так как первоначально этими фирмами-однодневками на подставных лиц и не ставилась задача исполнения контракта, договора. Главное получить хоть какую-то сумму денег и раствориться. Заказчик, фактически, был бессилен что-либо с этим сделать. 

 

Будут ли эффективными такие нововведения? По мнению наших экспертов - будут, но весьма и весьма частично. Существенного влияния они на эффективность освоения бюджетных средств и качество исполнения работ, особенно в сфере инженерно-технического обеспечения охраны и безопасности объектов культуры и музейных экспонатов вряд ли окажут. И вот почему.

 

Ну во-первых, всегда можно найти на рынке небольшую компанию с опытом и попытаться её купить или договориться с владельцами о её "аренде" (использовании для торгов) за  энную сумму "отката".  

 

А во вторых,  системы охраны и безопасности весьма и весьма специфичны и технологически весьма сложны.  В них существенная доля принадлежит интеллектуальной составляющей и функциональным свойствам. Техническими характеристиками и надежностью определяется стоимость.  Чем система охраны и безопасности качественнее и надежнее, чем она более технологична и функциональная, тем она дороже! 


А по действующей сегодня системе закупок стоимость является доминирующим критерием при оценке претендентов и определении победителя торгов. Не секрет, что это создает почву для коррупции, недобросовестной конкуренции, сдерживает развитие рынка систем безопасности, а самое главное- не обеспечивает должной охраны и защиты объектов культуры и музейных экспонатов от противоправных посягательств и террористических актов. Деньги, в том числе и бюджетные тратятся, а на выходе нередко имеем "бутафорию", а не реально действующую, эффективную и надёжную систему охраны и безопасности. 


Ассоциация "Безопасность туризма" призывает руководителей учреждений культуры, детских оздоровительных учреждений, а также руководителей компаний- производителей технических средств охраны и безопасности, системных интеграторов и проектировщиков высказаться в этой связи. А мы, со своей стороны, обязуемся обобщить Ваши предложения и замечания и консолидированную позицию донести до Правительства РФ, Совбеза России, НАК России и законодателей.  


Ждем Ваших откликов, а также опыта закупочной деятельности по адресу info@tourismsafety.ru


Нам интересно узнать какие ещё есть варианты недобросовестной конкуренции и увода бюджетных средств.