Безопасность - повод каждого десятого обращения туристов в Роспотребназор

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в разгар отпускного сезона организовала работу Всероссийской горячей линии по туристическим услугам и инфекционным угрозам за рубежом.

В каждом субъекте Российской Федерации 08 по 22 июля 2019 года специалисты Роспотребнадзора и сотрудники в Центрах гигиены и эпидемиологии проводили консультаций граждан по актуальным вопросам.

Более половины поступивших вопросов были связаны с эпидемической ситуацией за рубежом, клиническими проявлениями инфекций и мерами их профилактики.

Всего оказано 6 050 консультаций.

17,4 % оказанных консультаций касаются вопросов эпидемиологии и профилактики инфекционных и паразитарных болезней,

16,5% - об иммунизации против различных инфекций, регистрируемых за рубежом,

27,6% - прав потребителей при получении туристических услуг,

13,8 % - о профилактике инфекций, регистрируемых за рубежом,

8,3% - о клинических проявлениях инфекций, регистрируемых в зарубежных странах,

7,9% -о правилах безопасного поведения на отдыхе.

Структура консультаций по вопросам распределилась следующим образом:

- об эпидемиологической ситуации по инфекциям, регистрируемым за рубежом (заболеваемость, эндемичность территорий различных стран, сезонность заболеваемости и т.д.) – 1 050 консультаций;

- о профилактике инфекций, регистрируемых за рубежом (соблюдение мер личной профилактики, использование средств индивидуальной защиты и т.д.) – 837 консультаций;

- об иммунизации против различных инфекций, регистрируемых за рубежом (где сделать прививку, кто подлежит иммунизации, оптимальные сроки проведения, противопоказания, подготовка к вакцинации, реакции и др.) – 1001 консультация;

- о клинических проявлениях инфекций, регистрируемых в зарубежных странах – 505 консультаций;

- о правилах безопасного поведения на отдыхе – 479 консультаций.

– о правах потребителей при получении туристических услуг – всего 1 671 консультация, из них при нарушении прав потребителей:

- отказ в возврате стоимости туристского продукта – 660 консультаций;

- нарушения прав потребителей при оказании услуг авиаперевозки – 243 консультации;

- непредоставление информации о санитарно-эпидемиологических правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия) – 49 консультаций;

- непредоставление иной информации – 293 консультации;

- включение в договор об оказании туристских услуг условий, ущемляющих права потребителей – 113 консультаций;

- включение в договор страхования условий, ущемляющих права потребителей – 20 консультаций;

- отказ в страховом возмещении расходов на медицинскую помощь – 34 консультации;

- отказ в страховом возмещении иных расходов – 31 консультация;

- навязывание дополнительных услуг – 64 консультация;

- по другим вопросам защиты прав потребителей – 502 консультации.

По результатам рассмотрения обращений подготовлен 97 проект претензий и 31 проект искового заявления.

8 обращений послужили основанием для проведения проверок, 13 –поводом для возбуждения административного дела и проведения административного расследования.

Помимо консультаций по телефону «горячий» линий ряд субъектов РФ подготовили и разместили памятки по инфекционным угрозам за рубежом и рекомендации для авиапассажиров.

Роспотребнадзор напоминает, что в поездках за рубеж могут подстерегать опасные инфекционные заболевания. При планировании поездок за рубеж важно заблаговременно уточнять в Управлениях по субъектам Российской Федерации и у туроператоров сведения об эпидемиологической ситуации в стране планируемого пребывания.  


От ассоциации:

Из представленного Роспотребнадзором анализа можно сделать, как минимум, 
несколько выводов и предположений.

1. Запрос на качество и безопасность предоставляемых туристских услуг в обществе растет. И это говорит о повышении потребительской культуры наших граждан, реальном повышении правосознания в этой сфере. А это, в 
свою очередь, может и должно мотивировать производителей и поставщиков на повышение  качества и безопасности товаров, работ и услуг, в том числе и входящих в туристический продукт.

2. Все чаще люди беспокоятся о страховании, и не только медицинском.  А ведь страхование - инструмент влияния на уровень различного рода рисков. Страхование при его широком распространении может и должно стать серьезным превентивным механизмом.

3. У людей, оказывается, имеется масса поводов обращаться в надзорный орган и не только за защитой своих прав потребителей. А ещё и за консультациями, за информацией и помощью. Это говорит о существующей 
потребности туристов в информационном обеспечении, в том числе и в сфере безопасности туризма.

А это огромное поле деятельности для туристских информационных центров (ТИЦ)! Их в России, по разным подсчетам, то ли 200, то ли свыше 300. Как-то они, зачастую, предоставлены сами себе.

Во многих регионах их  главная задача - найти средства и выжить. Может поэтому многие из них пока уклоняются от информирования туристов о безопасности, о мерах безопасного поведения, в том числе на водных объектах, в местах  экстремальных развлечений и активного туризма, об опасных туристических горных, спелеологических маршрутах, рафтинге, об обязательности и порядке уведомления спасателей о выходе на такие маршруты, о действиях в случае наступления чрезвычайных и иных ситуаций, несчастных случаев и т.д. . Ведь это напрямую не приносит денег. А жаль. Если мы хотим стать конкурентоспособной туристкой дестинацией, то не должны забывать и о безопасности туристов. Ведь для человека его жизнь и здоровье являются базовой ценностью. Потому и не случайно, судя по исследованиям, при выборе и принятии решения о путешествии для человека после стоимости, сервиса и комфорта на третьем месте по важности находится аргумент - безопасность.

А как считаете Вы?