Количество ДТП с участием таксистов в столице за год выросло на 15%, сказал глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов.

"Нас, конечно, радует увеличение количества поездок и сильно не радует- это предмет нашего постоянного внимания и заботы- это вопросы безопасности дорожного движения. К сожалению, в Москве количество ДТП с водителями такси увеличилось на 15% в 2019 году относительно прошлого года", — отметил Ликсутов в четверг на VII Международном Евразийском форуме такси.

По его мнению, увеличение ДТП с участием водителей такси может быть связано с их переработкой из-за большого количества заказов.

"Одно из наших предложений было, если агрегатор регулирует стоимость поездки, то тогда агрегатор должен гарантировать водителю определённый уровень дохода, который он должен получить в любом случае", — сказал он.

Как считает Ликсутов, уровень зарплаты таксиста в Москве не должен быть ниже зарплаты водителя автобуса городского общественного транспорта.


Проблема имеет тенденцию к росту и приобретает федеральный характер. Напомним, что уже Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации отмечен рост аварийности с участием  автомобилей, работающих в режиме «такси». Высокий уровень аварийности наблюдается в теневом секторе таксомоторных перевозок, масштабное расширение которого произошло в период дерегулирования  отрасли.  Система  государственного регулирования рынка легкового такси, установленная ранее Федеральным законом № 69-ФЗ, не в состоянии коренным образом повысить безопасность и качество перевозок по причине  отставания нормативного регулирования от  уровня развития отраслевых технологий и запросов общества, требуется приведение как федерального, так и регионального законодательства в соответствие с современными экономическими реалиями.

Развитие цифровой экономики вызвало появление на рынке такси агрегаторов, осуществляющих коммуникацию фрахтовщиков и фрахтователей через  IT-платформы.

Деятельность  агрегаторов сделала такси доступнее и дешевле, но внедрение новых технологий привело к снижению контроля за работой водителя, нарушению норм транспортного законодательства, обострило проблемы теневого сектора, сформировало новые схемы ухода от ответственности за вред, причиненный пассажиру.  

На сегодняшний день деятельность агрегаторов, напрямую влияющая на формирование рынка такси,  законодательно не урегулирована. Данные субъекты не учтены и не идентифицированы в процессе оказания транспортных услуг. Не установлены их права обязанности, не определена их ответственность перед пассажиром.

Ряд предприятий, позиционирующих себя, в качестве лизинговых компаний с функцией агрегатора,  получают на своё имя разрешения на деятельность такси на принадлежащие им транспортные средства. Впоследствии автомобили вместе с разрешениями передаются в аренду физическим лицам, в том числе нелегальным мигрантам. Арендная плата списывается ежедневно с виртуального счета водителя. В случаях ДТП компании – собственники автомобилей, отказываются возмещать пассажиру причиненный вред, ссылаясь на передачу автомобиля во владение другому лицу. Водитель-мигрант, уклоняясь от ответственности, выезжает за пределы Российской Федерации.  

Полицией г. Москвы в ходе операции «Такси» были выявлены  водители, осуществляющие перевозку в режиме «такси», ранее привлекавшиеся  к  уголовной ответственности за убийство, изнасилование, захват заложников, находящиеся в розыске за террористическую деятельность. 

Наибольшее количество нарушений отмечалось именно среди водителей-мигрантов, управляющих автомобилем без официального разрешения на деятельность такси. Недобросовестные агрегаторы, передавая заказы лицам, не имеющим разрешения, способствуют  формированию теневого сектора и не несут ответственности за организацию услуг ненадлежащего качества и безопасность пассажиров, в том числе туристов.

Иностранные  агрегаторы получают информацию о персональных данных и передвижения граждан РФ,   которую хранят и обрабатывают за пределами России. Это противоречит интересам потребителей, расценивающих безопасность персональных данных как гарантию конституционных прав  неприкосновенности частной жизни.


Готовящийся в Госдуме ко второму чтению законопроект № 481004-7, в первом чтении  был принят Госдумой в декабре 2018 года. Он должен устранить  проблемные вопросы, возникшие  в правоприменительной практике. Вводятся требования к агрегаторам, устанавливаются  особенности осуществления их деятельности,  в том числе запрет передачи заявок лицам, не имеющим разрешения на деятельность такси. Закрепляется порядок и основания  ответственности агрегаторов и перевозчиков за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. Устанавливается запрет передачи разрешений на деятельности такси третьим лицам  с целью осуществления ими деятельности легкового такси.

Кроме того, ко 2-му чтению законопроект дополнят поправками о запрете эксплуатации автомобилей старше семи лет и о максимальной месячной норме рабочих часов для водителя, после выработки которой он не сможет брать заказы. Кроме того, теперь каждый автомобиль такси предлагается оборудовать навигационной системой ГЛОНАСС для контроля всего маршрута от точки заказа до пункта прибытия.

Еще одно нововведение - персональная карта водителя, в которой будет фиксироваться история его работы в такси.  Теперь от одного перевозчика к другому с разными карточками бегать водитель не сможет. Сейчас это возможно.

Частично меняются и требования к оформлению машин: на левом и правом бортах передней части автомобиля будет указываться информация о предприятии, его лицензии и другие данные, чтобы пассажир мог сразу увидеть всю важную информацию о перевозчике.

Документ, в частности, устанавливает, что разрешение на работу таксистом на конкретном транспортном средстве будет выдаваться на срок не менее пяти лет, а также обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей использовать в качестве такси только машины, допущенные к участию в дорожном движении, обеспечивать техобслуживание, ремонт и предрейсовый контроль технического состояния такси, а также обязательные медосмотры водителей. Общий водительский стаж таксистов должен быть не менее трех лет.


Законопроект № 481004-7
О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации