Самолет – сложный механизм, чтобы подготовить воздушное судно к полету, необходимо согласовать целый ряд фактов. Любая ошибка или даже самая незначительная, на первый взгляд, неисправность может привести к задержке рейса.

Прежде всего пассажиру необходимо понимать, что не во всех случаях отмена или задержка рейса сопряжена с нарушением закона. Зачастую это происходит с целью обеспечения безопасной перевозки пассажиров.

Так, в действиях перевозчика отсутствует вина, если причиной отмены стали:

- метеоусловия;

- природные катаклизмы;

- военные действия;

- ввод в стране военного положения;

- наложение запретов и ограничений на грузоперевозки по определенным маршрутам;

- забастовка сотрудников авиапредприятия;

- решение государственного органа об отмене рейса.

В случае задержки или отмены рейса, изменения маршрута воздушной перевозки, авиакомпания обязана предоставить всем пассажирам следующие услуги:

  • при задержке рейса на время от 30 минут до 2-х часов предоставляется бесплатное хранение багажа, а также обеспечивается бесплатное пребывание женщин с детьми в специально оборудованной комнате;
  • при задержке рейса от 2-х до 4-х часов должна быть предоставлена возможность пассажирам совершить два звонка в любую точку мира либо отправить два сообщения по электронной почте. Также гарантируется бесплатная раздача прохладных или горячих напитков;
  • задержка рейса от 4 до 6 часов предусматривает бесплатное питание с интервалом 6-8 часов;
  • если задержали рейс на более чем 6 часов, то авиакомпания должна предоставить пассажирам место для ночлега. Естественно, это не может быть зал ожидания. Компания обязана оплатить гостиницу и все транспортные расходы.

Данные услуги установлены Федеральными авиационными правилами, утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, и предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

Как бы не складывалась ситуация, советуем пассажиру обязательно внести в своей билет специальную отметку о задержке или отмене рейса.

В случае, если указанные услуги не предоставлены, а пассажиром понесены соответствующие расходы, они могут быть взысканы с авиаперевозчика в претензионном или судебном порядке.

Если же рейс по вине авиакомпании и вовсе был отменен, пассажир вправе вернуть полную стоимость авиабилета и взыскать денежную компенсацию.

Кроме того, пассажиру следует обратиться с жалобой в органы транспортной прокуратуры, которой по результатам проверки будет дана оценка действиям перевозчика и, при наличии оснований, будут приняты меры реагирования как в отношении авиакомпании, так и в отношении должностных лиц, виновных в нарушении прав пассажиров.

Разъяснения представлены Московской межрегиональной транспортной прокуратурой.