На сегодня в России уже разработаны и утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов более 40 отраслей!

В текущем месяце утверждены еще одни требования - для объектов и территорий Минпросвещения России Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)”). Требованиями также установлена форма паспорта безопасности указанных объектов (территорий).

Документом устанавливаются обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.


На какие объекты будут распространяться требования?

На комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения РФ, организации, подведомственные Министерству просвещения РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения РФ (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).


Какие объекты не попадают под требования?

Настоящие требования не распространяются: а) на объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации; б) на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками Росвардии, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны; в) на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства РФ.

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) установлено их категорирование.


Какими инженерно-техническими средствами охраны и безопасности должны оснащаться объекты?

Для объектов четвертой категории опасности предусмотрены системы:

  • передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
  • оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения;
  • информационной безопасности;
  • наружного освещения.

Для объектов третьей категории опасности  дополнительно к мероприятиям. установленным для четвертой категории опасности, предусмотрены:

  • системы видеонаблюдения, охранной сигнализации;
  • контрольно-пропускные пункты (посты охраны);
  • стационарные или ручные металлоискатели.
  • помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

Охрана объектов третьей категории может осуществляться:

  • сотрудниками частных охранных организаций, 
  • подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии; 
  • военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Росгвардии;
  • подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Для объектов второй категории опасности  дополнительно к мероприятиям. установленным для четвертой и третьей категории опасности, предусмотрены:

  • система контроля и управления доступом;
  • ворота, обеспечивающие жесткую фиксацию их створок в закрытом положении (при оснащении въездов на объект).

Для объектов первой категории опасности  дополнительно к мероприятиям. установленным для четвертой, третьей и второй категории предусмотрены:

  • контрольно-пропускные пункты при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории);
  • средства снижения скорости при въезде на объект (территорию) и (или) противотаранные устройства для оснащения въездов на объект (территорию).

Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны при новом строительстве, капитальном ремонте, реконструкции или модернизации объектов (территорий).

По решению руководителей (собственников), объекты можно оснащать инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.


Контроль

Контроль за выполнением настоящих требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) 

Плановые проверки осуществляются в форме документального контроля, выездного обследования антитеррористической защищенности объектов (территорий) и проводятся не реже 1 раза в 3 года 


Паспорт безопасности

На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории).

Паспорт безопасности  согласовывается с органами ФСБ России, Росгвардии, МЧС России и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.


Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)”). Требованиями также установлена форма паспорта безопасности указанных объектов (территорий).


Мы выше сообщали, что в России утверждены требования к антитеррористической защищенности более чем 40 отраслей! Однако, по мнению экспертов, разработаны они все на разных принципах и подходах. Очень подробно об этом тут >

Много вопросов к регламенту согласования паспортов безопасности, оснащению и применению металлобонаружителей на объектах, так называемых тревожных кнопок и т.п. Кстати, в данных Требованиях такой термин уже не используется. Теперь применено новое определение -  "средства передачи тревожных сообщений". Данные изменения терминологии введены после вмешательства Ассоциации и поступления разъяснений от Росгвардии (скачать разъяснения>).

В данном Постановлении Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006, по мнению экспертов, также есть вопросы требующие разъяснений и возможной последующей корректировки. 

Так, например, объекты третьей категории опасности предусматривается оснащать контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), однако системы контроля и управления доступом (в том числе, те же турникеты) предусмотрены только со второй категории. Насколько это обосновано? 

Еще один нюанс - передача тревожных сообщений предусмотрена только в подразделения Росгвардии (подразделения вневедомственной охраны Росгвардии). А как же ЧОО? Тем более, что данные Требования дозволяют осуществлять охрану объектов третьей категории подразделениями частных охранных организаций... 

В этой связи, по мнению Ассоциации, настало время провести глубокий анализ практики реализации требований к антитеррористической защищенности, а также их инвентаризации, гармонизации и оптимизации.

Нужны четкие и вполне реальные требования, исполнение которых вполне по силам, как крупным объектам защиты, так и небольшим (требования должны быть научно обоснованы и дифференцированы).

Ассоциация "Безопасность туризма" уже делает первые шаги в этом направлении!

Так, 27 августа 2019 года состоялось заседание технического комитета по стандартизации «Антитеррористическая деятельность» ТК 340. Подробнее тут >

Сергей Груздь, председатель технического комитета ТК 340, председатель Правления Ассоциации «Безопасность туризма» об итогах работы заседания в видео ниже.


Ваше мнение по Постановлению Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 вы можете направлять в адрес Ассоциации. Насколько актуален данный документ для отрасли? Какие могут возникнуть проблемы с его реализацией? Насколько обоснованы именно такие требования к различным категориям объектов  и насколько будет затрантно их выполнение для бюджетов различных уровней? Что необходимо сделать для оптимизации положений документа?