Экскурсионные полеты на воздушном шаре во всем мире считаются одним из наиболее впечатляющих видов активного отдыха. 

Однако не стоит забывать, что такой полет является не только увлекательным, но и крайне опасным. С регулярностью в разных странах и не редко в нашей стране происходят крушения аэростатов, которые приводят к травмам и трагическим последствиям. Основной причиной крушений является недобросовестность лиц, оказывающих услуги по предоставлению экскурсионных полетов на воздушных шарах. Предприниматели и организации, желая извлечь максимум прибыли, пренебрегают требованиями законодательства в области безопасности полетов.

В этой связи разъясняем особенности правового режима деятельности владельцев аэростатических воздушных судов (воздушные шары, дирижабли).


Требования законодательства о безопасности полетов при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров на аэростатических воздушных судах:

1. Лицензия.

Согласно ст.100 Воздушного кодекса РФ, ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ  "О лицензировании отдельных видов деятельности", юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан получить лицензию на осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров.

2. Сертификат эксплуатанта.

Требования ст. 61 Воздушного кодекса РФ предусматривают обязанность гражданина или юридического лица, имеющего воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и использующего указанное судно для полетов в коммерческих целях, иметь сертификат эксплуатанта.

3. Сертификат летной годности.

Нормы ст.36 Воздушного кодекса РФ предусматривают обязательное наличие сертификата летной годности, без которого невозможен допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.

4. Государственная регистрация.

Согласно положениям ст. ст.33, 66 Воздушного кодекса РФ, к полетам допускаются воздушные суда, прошедшие процедуру государственной регистрации и имеющие государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, за исключением неуправляемых аэростатов.

5. Обязательное страхование.

Нормы ст.ст. 131, 132, 133 Воздушного кодекса РФ предусматривают обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами, жизни и здоровья членов экипажа пилотируемого воздушного судна, гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна.

6. Разрешение либо уведомление.

Законодательством установлен разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства (ст.15 Воздушного кодекса РФ). Таким образом, эксплуатанту необходимо либо получить разрешение, либо уведомить орган по организации воздушного движения;

7. Свидетельство пилота свободного аэростата. 

Согласно ст. 53 Воздушного кодекса РФ, п. 1.3 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации, управление воздушным шаром может осуществляться только лицом, имеющим свидетельство пилота свободного аэростата.

Названные документы и процедуры обеспечивают безопасное использование воздушного судна. Таким образом, потребителям для обеспечения собственной безопасности при обращении за подобными услугами, следует удостовериться в наличии указанных документов.


По оценкам экспертов, на долю активного туризма приходится более 10% доли туристического рынка в мире, при этом за счет своего многообразия и притягательности данное направление оценивается как наиболее перспективное. Учитывая, что данное направление туризма связано повышенными факторами риска и травмоопасности, оно предполагает с одной стороны определенный уровень подготовки самих туристов, с другой стороны - предъявляет повышенные требования к обеспечению безопасности инфраструктуры, экипировки и снаряжения, технических средств и к подготовке персонала. 

Осознавая важность повышения эффективности работы по обеспечению безопасности активного туризма редакция журнала "Безопасность индустрии туризма" планирует обратиться в органы транспортной прокуратуры одного из наших курортных регионов с просьбой разъяснить ключевые аспекты обеспечения безопасности при занятии экстремальными видами отдыха (туризма) в том числе при совершении экскурсионных полетов на воздушном шаре, а также занятии парасейлингом (катание на парашюте за катером).

Нас интересуют вопросы:  кто устанавливает и согласовывает маршруты полета и буксировки?  На какое оборудование нужны сертификаты, регистрация, свидетельство годности (парашют, подвесная система, катер, поисково-спасательное, медицинское оборудование и т.п.)?  Какие свидетельства и удостоверения должен иметь буксировщик и обслуживающий персонал? Нужна ли страховка третьих лиц?  Кто контролирует-надзирает и инспектирует этот вид деятельности, с  какой периодичностью проводятся проверки? 

Об этом и не только - в очередном номере издания!

Напомним, что журнал будет представлен в рамках 25-го Международного форума-выставки по туризму ОТДЫХ LEISURE 2019получить который можно будет совершенно БЕСПЛАТНО!

Подписаться на журнал >  Купить on-line >


Напомним, что официальную поддержку Форума осуществляет Ассоциация "Безопасность туризма", медиа поддержку - журнал "Безопасность индустрии туризма"

Кроме того, Ассоциацией «Безопасность туризма» и ее членами и экспертами, по просьбам участников туротрасли, на весь период работы выставки ОТДЫХ Leisure 2019» будет работать информационно-консультационный пунктпо вопросам безопасности туризма, антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объектов туристской индустрии.

ПРИГЛАШАЕМ УЧАСТНИКОВ ВЫСТАВКИ ПОСЕТИТЬ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА!

В Аппарате Ассоциации УЖЕ ведется запись на консультации и прием интересующих вопросов: [email protected][email protected] . 
Тел. 8(495) 151 -82 -53 (многоканальный)