Согласно условиям размещенного тендера, максимальная стоимость работ по обеспечению орнитологической безопасности полетов воздушных судов оценивается Минтрансом в 5 596 853,19 рубля.

Разработчикам системы необходимо представить предложения по стимулированию внедрения новых технологий в области орнитологической безопасности и найти подходы к собственникам аэропортов, чтобы они обеспечивали защиту от птиц на надлежащем уровне. Кроме того, в техническом задании говорится о том, что Минтрансу требуются научно обоснованные предложения по структуре и содержанию нормативно правовых актов в сфере обеспечения орнитологической безопасности. Также победителям тендера предлагается изучить формы и методы госрегулирования этой сферы, существующие в США, Канаде, Австралии и странах ЕС.

По мнению экспертов отрасли, ведомство впервые за 25 лет выделяет такие средства на изучение орнитологической безопасности аэропортов.

Соответствующий тендер ведомство объявило через несколько дней после жесткой посадки самолета авиакомпании "Уральские авиалинии", произошедшей 15 августа на кукурузном поле возле подмосковного аэропорта Жуковский из-за столкновения со стаей птиц.

Однако,  по всей видимости и как указано в техническом задании на данную работу, Минтранс России этим должен был озаботиться еще год назад? 

Ранее заместитель главы Минтранса Александр Юрчик заявил, что полностью обезопасить самолеты от столкновения с птицами невозможно. "Существует абсолютно ясная, коррелированная с мировыми стандартами система орнитологической защиты. Но, поскольку мы живем в живом мире, абсолютной защиты быть не может: мы не можем истребить всех птиц", — заявил он.


Актуальность данной работы сложно переоценить. В последнее время в Российской Федерации наблюдается рост числа авиационных инцидентов, произошедших по причине столкновения воздушных судов с птицами (в 2010 году - 45 событий, в 2017 году - 110), а также рост столкновений воздушных судов с птицами, не приведших к повреждению самолетов (с 326 случаев в 2015 году до 926 в 2017 году).

Онако, изучая техническое задание в составе конкурсной документации мы обнаружили очень интересный пункт.

 


Если следовать логике и контексту документа, то данную работу должны были начать еще в 2018 году - за год с лишним до событий возле подмосковного аэропорта Жуковский?

Повлияло бы это на ту жесткую посадку или нет неизвестно, но можно с большой вероятностью предположить, что госрегулятор озаботился этой проблемой только сейчас, а не год назад, как того требовала Прокуратура.

В чем же суть проблемы?

Как считают эксперты - суть проблемы в правовой неопределенности предъявляемых требований к орнитологической безопасности полетов воздушных судов.

Так существующая редакция Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89), утвержденна еще приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1988 № 209! Конечно она требует пересмотра и актуализации с учетом современных условий функционирования отрасли воздушного транспорта, в том числе в части технического оснащения аэропортов в этой сфере!

Кроме того, по мнению Минтранса России, установленные пунктами 8.24-8.26 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, нормы орнитологическому обеспечению полетов являются общими, без предъявления конкретных требований к администрациям аэропортов.

В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286, операторы аэродромов обязаны разрабатывать руководство по аэродромам, в которых предусматриваются мероприятия по организации работ в связи с опасностью, создаваемой животными. При этом требований к орнитологическому обеспечению безопасности полетов указанные правила не содержат.

Кроме того, ранее действующая редакция Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138, предусматривала запрет размещения вблизости от аэропорта объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц. Указанная норма с 14.12.2017 утратила силу!

При этом, в соответствии с документами Минтранса, большинством администраций аэропортов данные положения законодательства до настоящего времени не выполняются, не смотря на то, что в соответствии с нормами Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» это является нарушением требований безопасности полетов воздушных судов, влекущим возможность приостановления воздушных перевозок.

Вот такая весьма непростая ситуация.

Редакция журнала "Безопасность индустрии туризма" будет следить за развитием событий и информировать своих читателей! Следите за сайтом!