В период с 10 по 12 сентября 2019 г. в рамках проведения Международного форума-выставки по туризму «ОТДЫХ LEISURE – 2019» (далее – Форум) была организована работа консультативного пункта по безопасности туризма.

Каждый из участников и посетителей Форума имел возможность персональной консультации по интересующим вопросам в сфере безопасности объектов, ответственности руководителей различного уровня, безопасности бизнеса, оказания помощи туристам и страхования. И что немаловажно, консультации проводились на бесплатной основе.

Акция была организована дирекцией форума-выставки и Ассоциацией «Безопасность туризма».

Консультационный пункт в общей сложности посетило около 30 руководителей-владельцев объектов туристской индустрии (мест размещения), а также представители федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления, в том числе курирующие вопросы туристической деятельности, служб безопасности и специалисты в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов и пожарной безопасности.

Вопросы, которые наиболее часто требовали разъяснений, можно условно разделить на три группы:

1. Антитеррористическая защищенность (АТЗ) и паспортизация гостиниц, объектов культуры и религии, мест массового пребывания людей.

2. Пожарная безопасность объектов туриндустрии, в том числе с массовым пребыванием людей в ночное время. Подготовка персонала в сфере пожарной безопасности, организация подготовки и порядок проведения учений и тренировок с персоналом.

3. Безопасность бизнеса. Оптимизация налогообложения. Организационно-правовые формы и налоговые решения.

Далее кратко остановимся на поднятых вопросах по обозначенным направлениям.


Что волновало обратившихся?

1. Антитеррористические процедуры и порядок их реализации.

1.1. Порядок формирования комиссии по обследованию и категорированию объекта с включением в ее состав представителей ФСБ России и Росгвардии, организации и проведения его обследования и категорирования.

1.2. Примерная форма и содержание (порядок заполнения) актов обследования и категорирования объектов.

1.3. Порядок заполнения паспорта безопасности, его согласования, актуализации и хранения.

1.4. Организация пропускного и внутриобъектового режимов (содержание мероприятий, необходимые формы документов по их организации, полномочия охранников и персонала).

1.5. Порядок выбора и оснащения объектов антитеррористической защиты техническими средствами охраны, досмотра, видеонаблюдения, контроля доступа, противотаранными устройствами и другими.

1.6. Что понимать под «мониторингом» криминальной и социально-политической обстановки и как реализовать выполнение этих требований. Какие необходимо распорядительные документы.

1.7. Своего рода по рекорд по частоте обращений (как и прежде) принадлежит вопросу, касающемуся оснащения гостиниц и иных мест размещения «кнопкой экстренного вызова наряда полиции». В некоторых регионах состоялись судебные решения не в пользу владельцев объектов. Суды обязали их устанавливать такие средства (кнопки) с выводом сигнала в подразделения вневедомственной охраны или ФГУП «Охрана» Росгвардии. И это при том, что объекты размещения в ряде случаев отнесены к самой низкой (четвертой) категории опасности, а сама стоимость установки таких средств достигает 30 тыс. рублей. Кроме того, необходимые ежемесячные затраты на ее обслуживание составляют около 5-6 тыс. рублей.

По этому вопросу Ассоциацией «Безопасность туризма» уже давно сформирована позиция и направлена в соответствующие органы исполнительной власти. с учетом этого госрегуляторами подготовлены предложения о внесении изменений в требования по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения.

2. Пожарная безопасность. Подтверждение соответствия при классификации гостиниц на «звездность».

2.1. Как подтвердить соответствие гостиницы и иного места размещения требованиям пожарной безопасности.

Ответ – ст. 144 Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

В свою очередь в МЧС России нам сообщили, что (цитата): "... ведомством запланирована разработка необходимых нормативных правовых актов, регламентирующих порядок подготовки органами ГПН заключений, подтверждающих соблюдение требований пожарной безопасности в рамках указанного Положения" (прим. - Положения о классификации гостиниц и иных средств размещения).

2.2. Насколько обосновано требование о дублировании сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал согласно п.7 ст. 83 упомянутого Федерального закона №123-ФЗ.

Сегодня это требование независимо от размеров и количества находящихся людей пока остается обязательным условием для зданий классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 1.2 (гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов) и Ф 4.1 (здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций).

По мнению Ассоциации, данное требование не всегда обосновано и подлежит уточнению. МЧС России подготовлены поправки в п.7 ст. 83 упомянутого федерального закона.  Подробнее в специальном материале по теме и в видео ниже.


Ассоциацией также предложен оптимальный вариант исключения требования по дублированию сигнала о пожаре посредством создания на объекте из дежурного персонала добровольной или ведомственной пожарной охраны (согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ) с выводом сигнала о пожаре в эту созданную структуру. Это полностью соответствует требованиям пожарной безопасности , оптимизирует расходы и обеспечивает необходимый уровень противопожарной защиты. Особенно это актуально для объектов, значительно удаленных от пожарно-спасательных подразделений и с малым количеством людей в ночное время (до 50-ти человек).

2.3. Какие организационно-распорядительные документы должны быть на объекте и требования к подготовке персонала на случай пожара, чрезвычайных ситуаций и эвакуации. Примерный перечень локальных документов по пожарной безопасности и подготовке персонала смотрите здесь (перечень документов>). Ассоциация также оказывает консалтинговые услуги по всем обозначенным выше направлениям, а также иным вопросам обеспечения безопасности туризма.

Значительное число поднятых в ходе консультаций вопросов находят отражение в издаваемом Ассоциацией журнале «Безопасность индустрии туризма». Журнал освещает такие направления деятельности в сфере туристической индустрии, как:

  • разработка и проведение государственной политики в туристической сфере;
  • совершенствование законодательного, нормативного и правового обеспечения деятельности в сфере обеспечения безопасности туризма;
  • вопросы разработки и реализации инфраструктурных проектов в сфере туризма;
  • расширение и совершенствование цифровизации в интересах доступности туристических продуктов и их получении;
  • вопросы развития и внедрения технологических комплексов;
  • предложения по внедрению технических средств обеспечения АТЗ и пожарной безопасности
  • и другие.

На страницах журнала находят отражение вопросы обеспечения безопасности объектов культуры, санаторно-курортных комплексов, детского отдыха, активного и экстремального туризма, а также иных, развивающихся видов туристического продукта.

Авторами публикаций журнала являются представители законодательных органов власти, руководители (представители) федеральных, региональных и местных органов власти, объектов и территорий, а также ведущих компаний в сфере разработки, производства, поставки и обслуживания комплексных систем безопасности.

Журнал представляет возможность обсуждать наиболее сложные и требующие решения проблемы в сфере туризма и совместно в рамках частно-государственного партнерства искать пути их решения.

Ознакомиться с требованиями к авторам, содержанием вышедших номеров журнала «Безопасность индустрии туризма», купить издание on-line и оформить на него подписку можно на нашем сайте.


Учитывая большое количество вопросов, касающихся реализации требований  Правительства России по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и  иных мест размещения, Ассоциацией совместно с представителями технического комитета по стандартизации «Антитеррористическая деятельность» (курирует Росстандарт), а также рабочей группы «Безопасность в сфере туризма» Координационного совета по развитию туризма в Российской Федерации подготовлены Методические рекомендаций по исполнению требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2017 г. № 447.

В документе нашли отражение вопросы:

  • организации планирования и управления мероприятиями  по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности объектов размещения;
  • порядок и рекомендации экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов размещения. Организация и проведение обследования и категорирования объектов;
  • основные методические подходы по планированию и обеспечению мероприятий по антитеррористической защищенности гостиниц (объектов размещения);
  • порядок подготовки и заполнения паспорта безопасности;
  • организация контроля за выполнением требований
  • и другие.

В приложении приведены рекомендуемые формы организационно распорядительных документов, а также инструкции по организации выполнения требований.


В интересах оказания помощи руководителям объектов и территорий в части решения практических вопросов реализации мер антитеррористической защищенности техническим комитетом по стандартизации «Антитеррористическая деятельность» (создан при Росстандарте) при участии Ассоциации подготовлены проекты ГОСТов, являющихся нормативно-техническими документами, направленными на реализацию установленных законодательством Российской Федерации нормативных правовых требований в этой сфере деятельности, в том числе:

ГОСТ Р Антитеррористическая защищенность. Термины и определения;
ГОСТ Р Антитеррористическая защищенность. Мероприятия и решения по обеспечению антитеррористической защищённости объектов. Общие требования;
ГОСТ Р Антитеррористическая защищенность. Общие требования к техническим средствам и системам антитеррористической защиты. 


3. Безопасность бизнеса. Оптимизация налогообложения.

3.1. Наиболее подходящие организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности в сфере туристического бизнеса.

3.2. Варианты системы налогообложения: преимущества и недостатки.

3.3. Налог на предпринимательскую деятельность: перспективы использования при аренде жилья.

3.4. Договорные отношения. Обязательность и ответственность сторон договора.

3.5. Ответственность туроператоров и турагентов, участников турпродукта и реализации туристической услуги.

С учетом поступивших вопросов (примерный перечень, скачать>) Ассоциация «Безопасность туризма» готовит серию вебинаров по обсуждению поднятых проблем, а также иных волнующих Вас вопросов, которые вы можете направить в наш адрес!

Приглашаем к сотрудничеству и взаимодействию!