Ассоциация «Безопасность туризма» неоднократно сообщала на различных отраслевых мероприятиях, что исполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, в том числе объектов туриндустрии, мягко говоря «хромает», что является  отражением самого подхода в этой сфере.

Напомним, что на сегодня в России разработаны и утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов более 40 отраслей! То есть федеральным министерствам и ведомствам была поставлена задача разработать такие требования. Разработали. Утвердили. Но мало того, что данные требования разработаны на разных принципах и подходах, явно проявилась ключевая проблема - система контроля за исполнением требований к антитеррористической защищенности объектов далеко не совершенна. 

Каждое из федеральных министерств и ведомств хотя и подготовило указанные требования, однако при этом никакими полномочиями по контролю в сфере антитеррористической защищенности не обладало. А потому и относились к этим вопросам соответственно, факультативно. Что касается антитеррористических комиссий субъектов РФ и муниципалитетов, то они конечно занимаются этими вопросами, но ресурсы и возможности у них весьма ограничены.

По мнению Ассоциации, чтобы исправить ситуацию, необходимо сделать две вещи: 
1. Провести глубокий анализ практики реализации требований к антитеррористической защищенности, а также их инвентаризации, гармонизации и оптимизации (нужны четкие и вполне реальные требования, исполнение которых вполне по силам, как крупным объектам защиты, так и небольшим, требования должны быть научно обоснованы и дифференцированы).
2. Определить полномочные федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) по контролю за исполнением требований к антитеррористической защищенности, порядок исполнения контрольных функций, а также предусмотреть меры воздействия за их неисполнение.

До января текущего года контроль за исполнением требований к антитеррористической защищенности был возложен на самих же владельцев таких объектов (фактически, на самих же нарушителей). 

Однако, отрадно, что мнение экспертов Ассоциации  «Безопасность туризма» было услышано и 28 января 2019 г. было подписано Постановление Правительства Российской Федерации № 51 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. № 333", скачать >.

Что же изменилось?

Теперь федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации не только обеспечивают антитеррористическую защищенность объектов федеральной собственности, находящихся в их ведении,  координируют деятельность по антитеррористической защищенности иных объектов в соответствии со своей компетенцией в установленной сфере деятельности, но  и внимание «…организуют контроль состояния их антитеррористической защищенности».

Что еще возложено на ФОИВ в этой сфере?

Введен новый пункт г) в соответствии с которым ведомства - «…обеспечивают профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих деятельность по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений».

Более того, федеральные министерства, должны теперь осуществлять координацию и контроль деятельности по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений подведомственных федеральных служб, федеральных агентств, их территориальных органов и организаций, а также в соответствии со своей компетенцией осуществлять методическое руководство деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере!

И хотя пока прямой административной ответственности за неисполнение федерального законодательства в области противодействия терроризму и антитеррористической защищенности пока нет (подготовлен только законопроект, а в отдельных субъектах Российской Федерации пытаются решить вопрос с помощью своего, регионального законодательства) эксперты считают нормы введённые Постановлением Правительства Российской Федерации № 51 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. № 333 большим шагом в регулировании отрасли.

Но есть нюанс.

Чтобы убедиться, как данные изменения учтены в ведомствах, мы проанализировали положения некоторых федеральных органов исполнительной власти, размещенные на официальных сайтах …и  пока не обнаружили ни в одном внесенных данных дополнений в свои полномочия.

В этой связи, Ассоциация «Безопасность туризма» планирует узнать у руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти, как будут реализованы новые полномочия, каков будет механизм их реализации, с целью рассказать представителям (руководителям) объектов туриндустрии о предстоящем алгоритме контроля в сфере антитеррористической  защищенности: будут ли разработаны специальные чек-листы, какие предполагается установить порядок и сроки проведения проверок, как будут использоваться итоги их проведения, будут ли применяться какие – либо санкции к нарушителям  и т.п.

Мы будем информировать вас о данной работе на нашем сайте! Следите за новостями!