Антитеррор ввели – верующие в недоумении

Мы ранее сообщали, что Федеральная служба безопасности (ФСБ) разработала проект требований к антитеррористической защищенности объектов религиозных организаций, а 5 сентября 2019 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал соответствующее Постановление Правительства, которым утвердил данные требования. Подробнее тут >

Ранее, глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) комментируя данные требования еще на стадии проекта выражала озабоченность сразу по нескольким вопросам, но принципиально назвала документ взвешенным, обозначив, при этом, что он не «вызывает напряжения» и разрабатывался с учетом мнений «всех традиционных конфессий России».

Однако у экспертов и после утверждения Требований оставались вопросы: насколько актуален данный документ для столь деликатной отрасли? Какие могут возникнуть проблемы с его реализацией? Насколько обоснованы именно такие требования к объектам защиты  и насколько будет затратно их выполнение для РПЦ? Как к оснащению средствами безопасности, в том числе видеонаблюдением отнесутся прихожане? Что необходимо сделать для оптимизации положений документа?

И действительно, у некоторых религиозных общин документ вызвал большие нарекания.

Управляющий делами Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Константин Бендас назвал текст даже в некотором смысле опасным. 

«Гораздо большее волнение у меня вызывает не финансовая сторона, а второй пункт первого раздела. Там прописаны крайне нечеткие формулировки, не соответствующие формулировкам закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Например, в законе о свободе совести нет термина «предназначенный для богослужения», который есть в подписанном требовании об антитеррористической защите. В законе есть термин «специально предназначенный для богослужения». И это меняет контекст. Потому что по закону – это здания и земельные участки, которые имеют вид разрешенного использования – религиозного или конфессионального. А что делать, если здания не предназначены, то есть выделены в особый формат, но просто предоставляются на правах аренды или пользования по договору для религиозных обрядов, церемоний и богослужений? Новое постановление эту категорию даже не учитывает. Мы полагаем, что в этом случае, если религиозная организация не имеет собственного здания религиозного назначения, а использует некое иное помещение на правах аренды и пользования, то здесь могут быть и штрафные санкции, вплоть до запрещения проведения богослужения, а возможно, и их срывы во время проверок. Для протестантских религиозных организаций понимание этого пункта крайне актуально, потому что на несколько десятков тысяч религиозных объединений у нас не более трети собственных зданий. В этом положении мы видим угрозу для нас, и, скорее всего мы будем обращаться к правительству для разъяснения и уточнения этих требований»,сказал Бендас.

Своим мнением также поделился настоятель католического храма Святого Людовика Французского на Лубянке и ответственный за юридические и финансовые вопросы римско католической Архиепархии Божьей Матери в Москве священник Вячеслав Горохов.

«Эти требования вызывают у нас определенные опасения. Не совсем понятно, например, как высчитывать, к какой категории относится храм. С одной стороны, в документе предлагается высчитывать по нормативам – то есть 0,5 м на человека. Но ведь храм разделяется на алтарную часть, где могут находиться только священники, большой зал, где находятся верующие, подсобные помещения, колокольню и т.д. Что конкретно необходимо брать в расчет? С другой стороны, категорию начисляют исходя из максимального наполнения храма. Но, например, на Пасху и Рождество в церковь приходят люди, которые только два раза в год ходят на эти службы. И в эти дни храм заполнен по максимуму, вплоть до того, что люди стоят на улице. А на ежедневных богослужениях людей приходит на порядок меньше. То есть разница может быть от 40 человек до 1500. Как здесь высчитывать категорию храма?» прокомментировал Вячеслав Горохов.

Определенные вопросы вызывает в документе и тема, вернее, ее отсутствие, финансирования защитных мероприятий, сообщает www.ng.ru.

«Установка только видеонаблюдения, хоть это и разовая вещь, стоит больших денег. Пожарная безопасность у нас и так есть, и это тоже определенная статья наших расходов. А если нас еще обяжут, например, установить тревожную кнопку, то опять таки ее установка – это одна сумма, а ее содержание – другая. У нас и так много средств уходит на отопление, пожарную безопасность, и теперь в довесок мы должны нести расходы на охрану. Потом насколько будет эффективной эта тревожная кнопка с учетом, например, постоянных пробок и загруженности дорог в Москве? Поэтому эти положения вызывают у нас недоумение », заключил Вячеслав Горохов. Однако добавил: «Нам придется выполнять все эти предписания, поскольку мы законопослушная организация».

Огнетушителем по террористу!

Не только представители религиозных организаций задаются вопросами, на которые не находят ответ. Конечно, и экспертам отрасли безопасности многое не понятно в документе.

Чего только стоит п. 31  Требований, который гласит: антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем оборудования объектов (территорий) системами противопожарной защиты…!  Кто бы мог подумать?!

Еще нюанс - разработчики указали, что паспорт не подлежит опубликованию. А положения о том, что указанные в паспорте сведения являются сведениями ограниченного доступа, отсутствуют.

И это только два момента, которые мы приводим в пример, а в целом, эксперты отмечают много нестыковок. Как итог - Требования не отражают системного подхода к решению задач по антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций.

Ваше мнение по данным Требованиям вы можете направлять в адрес Ассоциации. Наиболее профессиональные будут опубликованы в готовящемся к выходу номере журнала "Безопасность индустрии туризма".


Постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2019 № 1165 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций", скачать >