Для развития туризма в российской Арктике необходимо создать зону таможенного контроля на Земле Александры, ближайшем к Шпицбергену острове архипелага Земля Франца-Иосифа.

Разговоры о необходимости сделать там контрольно-пропускной пункт, который позволит оформлять временные разрешения на пересечение границы с РФ иностранцам, ведутся давно, но по словам директора национального парка Александра Кириллова, пока результата нет.

«Туристические лайнеры вынуждены идти три дня до Мурманска, там проходить КПП, а затем уже направляться на Землю Франца-Иосифа. Три дня бесцельно убитого времени и три дня миллионных убытков для туроператоров, которые оплачивают эксплуатацию лайнера», –  подчеркнул директора национального парка.

В итоге, выбирая между Землей Франца-Иосифа и, например, Исландией, операторы останавливаются на последней только из-за простоты логистики и меньших бюрократических преград. Если же КПП будет создан на острове Земля Александры, то турпоток вырастет в разы, ведь количество дней, потерянных на переход просто по воде, сократится до минимума, сообщает www.ratanews.ru.

Есть проблемы и с российским потоком.

Спрос на поездки в страну льдов растёт, но туристы в основном посещали полярные области Исландии и Аляски. В норвежскую часть Шпицбергена приехали 120 тыс. человек. А весь внутрироссийский арктический туризм составил лишь 5-6 тыс. человек.

По словам Александра Кириллова, среди туристов, приезжающих к ним на Землю Франца-Иосифа, россиян только 5%. «Стоимость арктического отдыха начинается от 600 тыс. рублей и достигает двух миллионов. Но если бы были авиарейсы, туристы могли бы прибывать не только на круизных лайнерах, и это было бы дешевле, доступнее», – заметил он.


Упрощение процедур организации морского туризма в Арктике, несомненно будет способствовать росту туристического потока в регион.  В этой связи напомним, что Государственная Дума на пленарном заседании 18 июля 2019 года, приняла в третьем чтении поправки, упрощающие для иностранных круизных туристических судов посещение Арктической зоны России и Дальневосточного федерального округа (ДФО). Также утвержден перечень  портов (340) в Арктической зоне РФ и ДФО, в которых иностранным туристским судам будет разрешено производить посадку пассажиров-туристов и высадку их на берег.

Однако, упрощение процедур не должно сказываться на вопросах безопасности. В этой связи редакция журнала "Безопасность индустрии туризма" планирует в одном из очередных номеров издания опубликовать подробный комментарий директора национального парка Александра Кириллова об особенностях организации пункта пропуска  на архипелаге Земля Франца-Иосифа.