Напомним, МЧС России ранее был подготовлен и размещен на сайте regulation.gov.ru проект федерального закона «О внесении изменений в Федераль-ный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Пунктом 4, статьи 1 указанного законопроекта предлагается из части 7 статьи 83 ФЗ-123  «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»  (далее – ФЗ-123) исключить слова «без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации». 

По мнению экспертов Ассоциации «Безопасность туризма» данная инициатива вполне обоснована, а активное сопротивление этому - отражение высокой коммерческой заинтересованности отдельных организаций. 

Суть вопроса

Согласно действующей норме ФЗ-123 системы пожарной сигнализации в зданиях и помещениях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2  должно обеспечивать дублирование сигналов о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Это требование представляется далеко не всегда обоснованным.  

Оно не учитывает пожарно-технические характеристики зданий и помещений, удаленность и, соответственно, время прибытия пожарной охраны к месту пожара. При этом, её реализация представляется ещё и весьма затратной. На практике она может использоваться для навязывания определенного оборудования и услуг по выводу (дублированию) сигнала на пульт пожарной охраны (как правило для этого используется радиоканал и специальные частоты, что опять же не всегда разумно).  

Использованное в норме слово «пульт» даёт основание предполагать, что речь в ней идёт о выводе сигнала на пульт полноценной пожарно-спасательной части со всеми вытекающими последствиями. 

Это может способствовать монопольному положению  конкретных организаций на рынке монтажа и эксплуатации систем автоматической пожарной защиты, злоупотреблений и навязывания одного типа передачи сообщений о пожаре и, не всегда, надёжного (по радиоканалу).  

Действующая норма не увязана с пунктом 1 статьи 32 ФЗ-123 и совершенно не учитывает количество находящихся в этих зданиях и помещениях людей и связанные с этим фактические риски. 


Особенно ярко несоответствие реальных рисков, жесткости требования и расходов на его исполнение проявляется в зданиях и помещениях класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2 (гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев, домов отдыха, кемпингов, мотелей и пансионатов).

К примеру, гостиницы, санатории и базы отдыха зачастую находятся на удаленном расстоянии от подразделений пожарной охраны, на природных территориях и в плохо доступных местах. А малые гостиницы и средства размещения (их большинство) вмещают незначительное количество постояльцев (до 10, 15 человек). Но по закону они также обязаны дублировать сигнал о пожаре наравне с крупными отелями!

Учитывая изложенное, Ассоциация "Безопасность туризма" направила данные обоснования совместно с перечнем предложений в МЧС России для:

1. Рассмотрения и организации работы по корректировке пункта 7 статьи 83 ФЗ-123, предусмотрев при этом альтернативу дублированию сигнала о пожаре посредством использования Системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", установленной постановлением Правительства России от 21 ноября 2011 г. N958 и АПК «Безопасный город» (Распоряжение Правительства РФ от 03 декабря 2014 года N 2446-р).

2. Разработки и внедрения механизма классификации (дифференциации) зданий и помещений исходя из параметров (реальных рисков), указанных в пункте 1 статьи 32 ФЗ-123 с целью сокращения необоснованной нагрузки на бизнес и расходов.


Мы будем держать вас в курсе о ходе рассмотрения данного вопроса. Следите за сайтом!