Проблемы миграционного учета. В поисках оптимальных решений

Инициатором совещания выступило Главное управление региональной безопасности Московской области. Среди приглашенных были представители МВД России, Ассоциации «Безопасность туризма» и др.  Вел мероприятие представитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексеенко Олег Владимирович.

Самое непосредственное участие в совещании приняли  отельеры, а также разработчики аппаратных программных комплексов, программного обеспечения по автоматизации процесса сбора и передачи данных о постояльцах по миграционному учету. 

ЕПГУ 
Совещание началось с обсуждения технических аспектов доработки Единого портала государственных услуг. Он сообщил, что в настоящее  время тестовая эксплуатация портала ЕПГУ (для решения задач миграционного учета) проходит в пяти пилотных регионах. За время этого эксперимента услугами воспользовались порядка 100 000 человек (100 000 заявлений обработано, прим.ред.). 

Однако собравшихся данная цифра не впечатлила, присутствующие эксперты оценили, что это – капля в море, что это – лишь малая толика от общего количества туристов, от общего количества иностранцев, которые приезжают в РФ.  Данный приведенный факт послужил началу активной дискуссии, в ходе которой были высказаны наболевшие проблемы, которые возникают при эксплуатации ЕПГУ. 

Суть вопроса
Как известно, ЕПГУ первоначально не планировался для использования в качестве инструмента миграционного и регистрационного учета. Пришлось его адаптировать под эту задачу. Адаптация началась более 2,5 лет назад с эксперимента, в ходе которого была поставлена задача привести функционал ЕПГУ  к реализации задач  миграционного учета. 

Так, например, в Москве отказались полностью от использования ЕПГУ, и правительство Москвы профинансировало специальный проект.  ГКУ «Московская безопасность» в рамках данного проекта осуществляет прием и обработку пакета документов, представленных отельерами и владельцами иных средств размещения для подключения к ПО «МВ с ИС ГУ МВД России по г. Москве». Отельерам были предоставлены соответствующие идентификаторы, электронные подписи, средства криптографической защиты информации, и техническая поддержка. В Санкт-Петербурге по-прежнему используют программные комплексы разных производителей, разных коммерческих структур (были попытки брать плату за услугу). 

В большинстве же регионов России продолжается копирование паспортов, (документов удостоверяющих личность), всех заполненных страниц, и потом эти бумаги передаются в подразделение по вопросам миграции. Это неэффективно, затратно, и поэтому ни о какой национальной безопасности, в данном случае, речи быть не может. 

Когда состоялся обмен между разработчиками, представителями МВД России и отельерами по вопросу технических неполадок, слово было предоставлено Председателю Правления Ассоциации «Безопасность туризма» Сергею Груздю, который сказал, что проблемой усовершенствования ЕПГУ можно заниматься бесконечно, и вся эта история напоминает "день сурка". 

«Мы это уже много-много лет, как минимум, 3 года, обсуждаем, и эта проблема не сдвинулась с мертвой точки. По-прежнему она остается. По-прежнему санкции за малейшее нарушение порядка миграционного учета для отельеров - от 400 000 руб. до 500 000 руб. на юрлицо. Под страхом этих санкций отельеры иногда (в регионах особенно) отказываются вообще от размещения иностранных туристов, и это все происходит на фоне принятой недавно стратегии развития туризма в РФ, одной из целей которой является увеличение туристического потока, повышение комфорта, снятие каких-то ограничений, каких-то барьеров», - констатировал Сергей Груздь.

По мнению Председателя Правления Ассоциации «Безопасность туризма», регистрационный и миграционный учет является одним из таких барьеров, который является раздражителем для отельеров, который вызывает возмущение у иностранных гостей, это достаточно сложный, запутанный механизм. 

«Это как смартфон, где ПО можно обновлять,  бесконечно какие-то новые версии будут приходить, так и ЕПГУ можно совершенствовать бесконечно», прокомментировал Сергей Груздь. 

Ассоциация «Безопасность туризма» с 2017 года неоднократно озвучивала оптимальные подходы и возможные пути решения проблемы. Так, по мнению члена Ассоциации – компании АО «СФЕРА»: самый рациональный вариант в использовании ЕПГУ – с использованием интерфейса в открытом формате загрузки данных. Это позволило бы проводить массовые операции, работать пакетно средствами сторонних организаций. Подробнее об этом читайте в интервью руководителя отдела сопровождения компании Александры Румянцевой (для скачивания - кликните по изображению ниже).

В рамках совещания представители Минкомсвязи России отметили, что работа в этом направлении (интерфейс в открытом формате загрузки данных) ведется.

По мнению Ассоциации, сегодня функционал ЕПГУ может быть реально использован  лишь в малых средствах размещения. А для больших средств размещения целесообразно отказаться от ручного ввода данных о постояльцах, что занимает большое количество времени. Кроме того, сегодня отельеры не могут обратиться за консультациями, техподдержка не работает, обратной связи нет, и возникают ситуации, из которых выход не совсем понятен. Все это было высказано в очередной раз.

«Отельеры нам рассказывали о практике, когда они вынуждены нанимать студентов, которые в ночное время обрабатывали сведения о постояльцах для того, чтобы ввести их в базу данных И это притом, что во всем мире идут по другому пути: все чаще и чаще в странах применяются так называемые считыватели (сканеры), которые сканируют документ, удостоверяющий личность буквально в несколько секунд и информация сразу же поступает в такие базы», - привел пример Сергей Груздь.

Участники совещания с интересом узнали, что по предложению Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel and Tourism Council) и Ассоциации «Безопасность туризма», предлагается вообще ввести биометрический идентификатор для туристов, с помощью которого можно было бы однажды пересечь границу, а потом, в последующем путешествии по стране, можно легко и просто отмечаться: либо по отпечатку пальца, либо по зрачку, либо по каким-то другим параметрам. Такая система распознает человека, его идентифицирует, и, таким образом, информация поступает в базу данных. Сейчас уже подобные технологии применяются в аэропортах РФ и активно уже  внедряются в банковской сфере.

«А мы же по-прежнему пытаемся совершенствовать тот устаревший подход (ручной ввод данных). Тут сразу проявили инициативу разработчики программных комплексов, которые хотят предложить свои решения для автоматизации и ускорения этого процесса, но это – вчерашний день», - сказал спикер.

В век цифровизации данный подход уже мало приемлем. 

По мнению Сергея Груздя, нужно думать о внедрении специальных технологий, которые мгновенно осуществляют регистрационный и миграционный учет, не затрачивая колоссальное количество средств, времени и не создавая неудобств, как принимающей стороне, так и путешественникам. И это было ключевой мыслью и предложением выступающего.

«Надеемся, что 4 октября 2019 года на заседании Рабочей группы «Безопасность в сфере туризма» Координационного совета по развитию туризма в Российской Федерации при Правительстве РФ  этот вопрос  также будет обозначен и включен в планы работы Рабочей группы. Полагаем, что на уровне Правительства РФ будет найдено оптимальное решение для решения этой проблемы», - заключил Сергей Груздь.

Уважаемые коллеги! Все предложения, которые есть у бизнеса, у профессионального сообщества отельеров, мы готовы принять, для того, чтобы 4 октября уже обозначить конкретный круг проблемных вопросов в рамках миграционного регистрационного учета.
Предложения можно направлять на адрес: apparat@tourismsafety.ru