Проект Конвенции был принят на 81-й сессии Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН в феврале 2019 года в Женеве. Конвенция открыта для подписания с 4 апреля 2019 года.

Конвенцией регулируются вопросы пересечения границ при организации в том числе скоростного и высокоскоростного пассажирского сообщения. Конвенцией, в частности, предусмотрено введение упрощённых процедур проведения контрольных операций в пассажирских поездах, проведение пограничного и таможенного контроля в поездах по новой технологии в пути следования, организация пропуска пассажирских поездов в безостановочном режиме и сокращение времени проведения всех видов контрольных операций на пограничных станциях, сокращение времени стоянки за счёт уменьшения времени проведения контрольных операций, использование современных информационных технологий при перевозках пассажиров.

После подписания Конвенция станет правовой основой для организации пассажирских железнодорожных перевозок в Евразии, позволит единообразно применять таможенные и пограничные процедуры к пассажирским железнодорожным составам, упростит процедуру прохождения государственных границ, в том числе повысит привлекательность железнодорожного транспорта для туристов.

В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» Конвенция после её подписания подлежит ратификации, так как содержит правила, отличные от предусмотренных российским законодательством. 


Распоряжение от 30 сентября 2019 года №2265-р. 

Проект Конвенции >


Эксперты полагают, что для реализации мероприятий Конвенции, которая предполагает введение упрощённых процедур проведения контрольных операций в пассажирских поездах, а также проведение пограничного и таможенного контроля в поездах по новой технологии потребуется разработка соответствующих инновационных решений. 

А пока, статья 11 Конвенции описывает те минимальные требования к железнодорожным пунктам пропуска, открытым для международных железнодорожных перевозок , которые необходимы для упорядоченного и ускоренного проведения государственного контроля, в том числе:

а) наличие зданий (помещений), сооружений, оборудования и технических средств, позволяющих на железнодорожных пунктах пропуска проводить соответствующий ежедневный круглосуточный государственный контроль;
b) техническое обеспечение железнодорожных пунктов пропуска и прилегающих к ним участков должно способствовать проведению государственного контроля без нарушения графика движения пассажирских поездов;
с) наличие оборудования, устройств, информационных систем и средств связи, позволяющих обмениваться предварительной информацией, в том числе о подходе пассажирских поездов к железнодорожным пунктам пропуска; 
d) наличие на железнодорожных пунктах пропуска необходимого количества квалифицированного персонала перевозчиков, управляющих инфраструктурой, должностных лиц органов государственного контроля с учетом объема перевозок;
е) провозная и пропускная способность железнодорожных пунктов пропуска должна удовлетворять объёмам перевозок;
f) железнодорожные пункты пропуска должны быть оборудованы техническими средствами, системами информационной технологии и связи для обеспечения возможности получать и применять данные о техническом осмотре и проверке подвижного состава, которые проводятся органами государственного контроля и перевозчиками в пределах своих компетенций, до прибытия подвижного состава в такие пункты пропуска, если Стороны не вводят в действие альтернативные меры, выполняющие эти функции.

Минтрансу России поручено подписать от имени Российской Федерации указанную Конвенцию. В этой связи редакция журнала "Безопасность индустрии туризма" намерена получить разъяснения от ведомства о порядке дальнейшей ее ратификации.