Отельеры министру Е.Н. Зиничеву: О дублировании сигнала о возникновении пожара, его недостаточной обоснованности, затратности, возможной коррупциогенности и предложениях
В адрес министра МЧС России Е.Н. Зиничева Ассоциацией «Безопасность туризма» было направлено консолидированное мнение отельеров и предложения относительно дублирования сигнала о пожаре в пожарную охрану.
Поводом для обращения послужил проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который был подготовлен МЧС России и размещен на сайте regulation.gov.ru для публичного обсуждения. 
Пунктом 4, статьи 1 указанного законопроекта предлагается из части 7 статьи 83 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»  (далее – ФЗ-123) исключить слова «без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации». 
Ассоциация «Безопасность туризма» высказалась в целом в поддержку инициативы о необходимости корректировки части 7 статьи 83 ФЗ-123.

Чем обоснована позиция отельеров и ассоциации и в чем суть предложений? 

1. Согласно пункту 7 статьи 83 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации в зданиях и помещениях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2  должны обеспечивать дублирование сигналов о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Под действие этой нормы подпадают  все здания и помещения функциональной пожарной опасности Ф1.2 (гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов) – всего более 31 000 объектов, включая и «малые» средства размещения (10-15 мест).
Данные объекты не относятся к критически важным и потенциально опасным.  
Указанные объекты имеют различные пожарно-технические характеристики и количество находящихся в них людей. Но несмотря на это все они на сегодня относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.2. Хотя пунктом 1 статьи 32 этого же ФЗ-123 эти здания и помещения должны подразделяться на классы функциональной пожарной опасности не только в зависимости от их назначения (к примеру, для оказания гостиничных услуг), но и с учетом количества людей, находящихся в них и других параметров (возраст здания, его физическое состояние).
А сегодня, на практике независимо от того, насколько мест рассчитана гостиница — на 1000 мест или на 10-15 мест - она должна иметь дублирование сигнала непосредственно на пульт пожарной охраны!? 
Мы считаем, что в случае незначительного количества людей на объекте (в гостинице, кемпинге или мотеле, где бывают и до 10 мест) ставится под сомнение целесообразность и обоснованность дублирования вывода сигнала о пожаре на пульт пожарной охраны. 
А ещё, использованное в норме слово «пульт» даёт основание предполагать, что речь в ней идёт не о выводе сигнала в добровольную или ведомственную пожарную охрану объекта, где, как правило,  устанавливаются приборы приемно-контрольные пожарные (п.3.73 СП 5), а на пульт полноценной пожарно-спасательной части со всеми вытекающими последствиями.  
Это может создавать предпосылки создания монопольного положения для конкретных организаций на рынке монтажа и эксплуатации систем автоматической по-жарной защиты и использования одного типа передачи сообщений о пожаре и не всегда надёжного (по радиоканалу).
Кстати, параллельно с этим требованием действует аналогичное по линии антитеррористической защищенности (далее - АТЗ). Пункт 18 д) Требований к АТЗ гостиниц и иных средств размещения обязывает их все независимо от категории опасности (в том числе независимо и от числа мест и находящихся в них людей) оснащать средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции). 
Это означает, что в гостинице должно быть два канала (две физические линии) связи!? А это деньги. И немалые! 
2. Нередко указанные объекты находятся на значительном удалении от подразделений пожарной охраны, время прибытия которых превышает нормативное (10 минут в населенных пунктах и 20 минут вне их). В таких случаях в соответствии с Правилами противопожарного режима должен быть реализован комплекс мер по обеспечению пожарной безопасности: организуется круглосуточное дежурство персонала, обеспечивается его подготовка, из числа работников объекта создается добровольная или ведомственная пожарная охрана, разрабатываются планы эвакуации людей при пожаре, инструкции и другие меры. Именно от первичных действий персонала объекта во многом и будут зависеть последствия пожаров. А дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделений пожарной охраны, в случае их удаленного расположения от объекта, из-за большого времени прибытия к месту пожара, вероятнее всего, окажется бессмысленным. И, соответственно, затраты на эти цели и на дублирование тоже.
3. Мы считаем, что вместо «огульного» требования по дублированию сигнала о пожаре с выводом его на пульт пожарной охраны и перекладывания ответственности за это и затрат на владельцев зданий и сооружений Ф 1.2, как это на сегодня предусмотрено рассматриваемой нормой ФЗ-123, целесообразнее в качестве альтернативы рассмотреть возможность использования Системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», которая введена постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 года №958 и АПК «Безопасный город» (Концепция построения и развития утверждена распоряжением Правительства России от 3 декабря 2014 года №2446-р). Для этого создана и функционирует соответствующая телекоммуникационная инфраструктура. 
Одним из базовых принципов АПК «Безопасный город» как раз-таки и является обеспечение сквозной передачи и обработки информации, а одной из функций - обеспечение возможности предоставления прямой, экстренной связи со службами экстренного реагирования посредством специальных устройств, расположенных на территории муниципального образования, в том числе в местах частого скопления людей и потенциально опасных местах. 
По предложению Ассоциации «Безопасность туризма» соответствующий пункт нашел отражение в проекте Плана основных мероприятий рабочей группы «Безопасность в сфере туризма» Координационного совета по развитию туризма при Правительстве Российской Федерации. Заседание рабочей группы состоялось в Доме Правительства России 4 октября 2019 года. Материалы и решения заседания здесь >
Приглашаем Вас, уважаемые читатели поделиться Вашим опытом реализации пункта 7 статьи 83 ФЗ-123, а также высказать мнение относительно обоснований и позиции Ассоциации «Безопасность туризма» по данному вопросу. 
Свои предложения и мнения можно направлять на почту: apparat@tourismsafety.ru