Профильный комитет Госдумы предлагает переложить госуслугу, оказываемую Ростуризмом по безопасности на туроператоров и турагентов. Зачем?

В документе подчеркивается, что сейчас эта функция лежит на Ростуризме. Однако ведомство испытывает определенные трудности с ее реализацией. В связи с этим депутат предлагает поставщикам турпродукта и представителям розницы самим отслеживать информацию о том, какие страны МИД и другие органы власти рекомендуют не посещать россиянам, и доносили ее до своих клиентов – причем как при заключении договора, так и после, вплоть до окончания путешествия.

В пояснительной записке говорится о разных способах информирования: звонки, SMS или email-рассылки и любые другие доступные варианты. Михаил Дегтярев считает, что введение данного механизма «позволит повысить безопасность предоставления туристического продукта» и заранее отменить поездки в страны, где россиянам может грозить угроза здоровью или жизни.

По мнению наблюдателей, данный законопроект носит достаточно номенклатурный характер. Турагенты и туроператоры и без депутатских законопроектов постоянно мониторят ситуацию и в курсе того, какие страны и почему не рекомендованы для посещения туристами из России. И конечно, туры на потенциально опасные направления российские компании и так не реализовывают. Яркий пример – теракты в Шри-Ланке, после которых страну оперативно сняли с продажи, а туристам вернули деньги за купленные ранее путевки.


На сегодняшний день правом включить ту или иную страну в стоп- лист (не рекомендованную к посещению туристами) законом наделен Ростуризм. Имеется специальный регламент по оказанию такой госуслуги туроператорам, турагентам и туристам. Ростуризм формирует различного рода информационные сообщения об угрозе безопасности туристам на основании данных МИД России, ФСБ России, МЧС России, МВД Росии и др. на основании соглашений с этими ведомствами. 

Обнародование официального сообщения Ростуризма считается своего рода  юридическим фактом, началом введения определенных обязательств и ограничений. 

А что будет, если каждый туроператор будет самостоятельно мониторить ситуацию в той или иной точке мира и принимать решения направлять туда туристов или нет? Или вызволять тех, кто оказался под угрозой безопасности их жизни и здоровью?

С одной стороны логика в такой инициативе есть. Если исходить из того, что в любом случае гражданско - правовая ответственность за безопасность жизни и здоровья туристов и причинение им ущерба лежит на туроператорах и турагентах. Но, ведь туроператоры и турагенты уже и сегодня обязаны информировать туристов об опасностях, с которыми они могут столкнуться в стране (месте) пребывания. Так было всегда!

Это требование закона. Так закреплено и в недавно вышедшем приказе Минэкономразвития России от 19 марта 2019 года №135, которым утверждены типовые формы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.  

Тоже непонятно, в чем смысл и новация законодательной инициативы? Это похоже на стремление госоргана (Ростуризма) уйти в сторону. Не получится! Ведь объявление Ростуризмом об угрозе жизни и здоровью туристам одновременно означает наступление режима форс-мажора. А это уже юридический факт. С этого момента задействуются другие механизма и ответственность.