Законопроект, автором которого выступил Совет народных депутатов Кемеровской области предусматривает принятие поправок в ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которые должны (по мнению разработчиков) позволить исключить человеческий фактор при оповещении пожарных о возникновении пожара на объектах с массовым пребыванием людей и существенно повысить уровень обеспечения пожарной безопасности.

Из самого проекта ФЗ и пояснительной записки к нему можно сделать вывод, что предлагается часть 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» изложить в другой формулировке, а именно:

«7. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемноконтрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1, Ф4.2, а также в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф3.1 с возможным пребыванием в них одновременно пятидесяти и более человек с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.». 

Что изменилось?

Кемеровские депутаты предлагают:

1. Добавить в перечень зданий классов функциональной пожарной опасности класс Ф 2.1, это  - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях;

2. Добавить еще и Ф3.1, это - здания организаций торговли.

Вместе с тем, для зданий организаций торговли предлагается требования дифференцировать, а именно применить данную норму для зданий с возможным пребыванием в них одновременно пятидесяти и более человек, что, в принципе, логично и правильно.

Но есть нюанс.

1. По мнению экспертов Ассоциации "Безопасность туризма" в данной инициативе отсутствует системный подход. «Огульное» требование по дублированию сигнала о пожаре с выводом его на пульт подразделения пожарной охраны в проекте ФЗ осталось для всех зданий за исключением зданий организаций торговли (Ф3.1). А чем хуже, например, гостиницы и иные средства размещения (Ф 1.2)? Эксперты Ассоциации считают, что в случае незначительного количества людей на объекте (в гостинице, кемпинге или мотеле, где бывают и до 10 мест) ставится под сомнение целесообразность и обоснованность дублирования вывода сигнала о пожаре на пульт пожарной охраны. Подробнее об этом тут >

2. Что касается зданий организаций торговли (торговых центров) то их система противопожарной защиты в какой то степени уникальна, где на первый план должны выходить: подготовка персонала объекта, их оперативные действия, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, умение организовать оповещение посетителей, их своевременную эвакуацию и т.п. Что собственно и подтвердила трагедия в Кемерове. В данных условиях технические средства системы противопожарной защиты объекта выходят на второй план. 

Не зря в пояснительной записке к рассматриваемому сегодня законопроекту говорится: «Анализ событий показывает, что основной причиной гибели людей и значительного материального ущерба являются <...> паника и непрофессионализм обслуживающего персонала объектов, неисправность локальных автоматических установок пожарной сигнализации». Как мы видим технические неисправности установок пожарной сигнализации и тут вторичны.

Психология. 

Более того, некоторыми экспертами высказывается мнение, что злую шутку может сыграть и психологический фактор - самоуспокоение руководства объектов на фоне выполнения требований по дублированию вывода сигнала о пожаре на пульт пожарной охраны (организовал передачу сигнала о пожаре - снял с себя всю ответственность). Конечно это не так. Весьма важно уделять значительное внимание подготовке персонала, как первичному фактору обеспечения пожарной безопасности на объекте и не забывать о выполнении  обязательных требований по их оснащению современными системами противопожарной защиты. 

Законопроект № 818022-7 О внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности">

 


По предложению Ассоциации «Безопасность туризма» вопросы пожарной безопасности объектов туристской инфраструктуры  нашли отражение в проекте Плана основных мероприятий рабочей группы «Безопасность в сфере туризма» Координационного совета по развитию туризма при Правительстве Российской Федерации. Заседание рабочей группы состоялось в Доме Правительства России 4 октября 2019 года. Материалы и решения заседания здесь >
Приглашаем Вас, уважаемые читатели поделиться Вашим опытом реализации пункта 7 статьи 83 ФЗ-123, а также высказать мнение относительно обоснований и позиции Ассоциации «Безопасность туризма» по данному вопросу. 
Свои предложения и мнения можно направлять на почту: [email protected]