Согласно закону, турагентства больше не смогут организовывать паломнические туры, эти функции переданы религиозным организациям. Услуги на объектах показа, принадлежащих религиозной организации, теперь будут оказывать экскурсоводы или гиды-переводчики религиозной организации.

Также закон закрепил понятие "паломник" – физическое лицо, совершающее путешествие (поездку) для посещения мест религиозного почитания (паломничества) и объектов религиозного назначения, расположенных на территории РФ и за ее пределами.

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о паломнической деятельности 3 июля 2019 года.

Участники туррынка выступили против закона о паломниках из-за опасений, что снизится конкуренция. В частности, туристы и паломники теперь не смогут выбрать лучший для себя продукт, поскольку работа профильных туроператоров будет ограничена. К моменту принятия закона услугами турфирм пользовалось 20% паломников.


По мнению экспертов, к данному закону еще остаются вопросы. Так, в 1963 г. на конференции ООН по международному туризму в Риме рассмотрены вопросы туристских дефиниций и предложено использовать термины «посетители», «туристы» (ночующие посетители) и «экскурсанты» (однодневные не ночующие посетители). Было принято следующее определение для туриста: «турист– человек, прибывший в страну, в которой он постоянно не живет и не занимается оплачиваемой профессиональной деятельностью, с целью проведения свободного времени ради лечения, развлечения, образования, отдыха, религии (прим. ред: именно религии!), спорта, по семейным или деловым обстоятельствам». 

Получается, что изменения пойдут в разрез с международными нормами. Там турист так и остался паломником. 

Кроме того, весьма странным выглядит то, что волевым решением часть бизнеса туроператоров взяли и передали в исключительное право РПЦ. Или это не так?  

И еще один нюанс.

А как религиозные организации будут отвечать за безопасность паломников? Готовы ли они к этому? 

Редакция журнала «Безопасность индустрии туризма» обратилась в  Московский Патриархат с этим вопросами. В первую очередь, нас интересовало - готова ли РПЦ нести ответственность за безопасность паломников, как предполагают разработчики законопроекта и если да, то какие ресурсы для этого могут использоваться или уже используются?

Нам ответил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. По его мнению положения законодательства об основах туристской деятельности, в том числе в сфере обеспечения безопасности паломников, не могут быть применены к паломнической деятельности.

При этом он отметил:  «Православному паломничеству уже более двух тысяч лет, и религиозные организации выработали и успешно используют как исторически сложившейся многовековой опыт ведения безопасной паломнической деятельности, так и современную практику обеспечения безопасности паломников».

Полное интервью с Вахтангом Кипшидзе размещено в №3-2018 нашего издания.

 

 


Следите за нашими новостями!