Автобусы горят !!!!
Сразу два пожар с туристическими автобусами произошли на дорогах Крыма на этой неделе. Согласно информации главного управления МЧС по Республике Крым, речь идет о пассажирских автобусах, возвращавшихся с курортов Крыма к «месту назначения».
Первый автобус ехал из Алушты в Брянск. На борту находился 51 турист. На трассе Симферополь – Феодосия в районе Грушевского перевала у автобуса загорелся моторный отсек с сильным задымлением по всему салону. Обошлось без жертв: пожар был оперативно ликвидирован крымскими спасателями. Пассажиры продолжили поездку на резевном автобусе.
 Кроме того вечером среды, также на трассе Симферополь — Феодосия, но в в районе села Дмитрово под Симферополем, загорелся рейсовый автобус Ялта – Ростов-на-Дону, большую часть пассажиров которого также составляли туристы. В этом случае пожар туристы потушили самостоятельно.
ОТ АСОЦИАЦИИ
По мнению экспертов указанные пожары во многом являются следствием имеющихся недостатков государственной политики, нормативного правового регулирования и межведомственной разобщенности при осуществлении государственного надзора (контроля) в сфере обеспечения пожарной безопасности колесных транспортных средств, включая автобусы.
И наиболее наглядно это проявляется в части оснащения автобусов первичными средствами пожаротушения (огнетушителями). Техническим регламентом  Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) установлено, что независимо от наличия автоматической системы пожаротушения транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров (категории M2, M3) оснащаются не менее чем одним огнетушителем (!?) и емкостью не менее 2 л. В случае двухэтажного транспортного средства на верхнем этаже должен находиться дополнительный огнетушитель. Однако, при этом не регламентируется вид огнетушителя в зависимости от применяемого в огнетушителе огнетушащего вещества, хотя для транспортных средств подойдут далеко не все огнетушители.
Данное, очередное происшествие заставляет еще раз вернуться к подобным ситуациям с автобусами, так как аналогичные пожары напомнают о себе все чаще, а в России сложилась весьма запутанная ситуация с регламентацией пожарной безопасности колесных транспортных средств.
Так, в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации эксплуатация транспортных средств запрещается, если на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах отсутствует …огнетушитель? Видимо в данном документе речь идет только об одном огнетушителе  для всех транспортных средств независимо от их категории. В  ПДД отсутствуют какие-либо требования либо отсылочные нормы, определяющие вид огнетушителя (огнетушителей) в привязке к конкретному виду транспортных средств.
Данная неопределенность и расплывчатость с одной стороны не способствуют обеспечению пожарной безопасности транспортных средств- участников дорожного движения, а с другой стороны предоставляет весьма широкие возможности для толкования и применения, что чревато различного родазлоупотреблениями и недоразумениями при правоприменении.  
Хуже того, Правила дорожного движения не «увязаны» и противоречат требованиям, предъявляемым при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, которые утверждены также постановлением Правительства РФ (№1008 от 5 декабря 2011 года). Так, согласно п.57 Приложения 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров (автобусы- категории M2, M3) должны быть оснащены… двумя хладоновыми или порошковыми огнетушителями емкостью не менее 2 л?
При этом совершенно непонятно почему в качестве средства пожаротушения исключено применение углекислотных огнетушителей, которые по своим функциональным свойствам и области применения могут также использоваться (и используются) для оснащения колесных транспортных средств? К тому же стоимость углекислотных аналогов почти на порядок (в 10 раз!) ниже стоимости хладоновых огнетушителей! Это, по мнению экспертов не только необоснованно повышает расходы перевозчиков, но и создает почву для недобросовестной конкуренции и коррупции.
Одновременно, согласно п.2.3.14 Межгосударственного стандарта ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний» в автобусах должно быть не менее двух огнетушителей … порошковых закачных ОП-8(з)-А,Б,С,Е, то есть емкостью 8 литров (а не 2 литра!). И при этом опять же непонятно почему предусмотрено применение только закачных порошковых огнетушителей, хотя ничем не ограничено применение аналогичных порошковых огнетушителей в зависимости от принципа вытеснения огнетушащего вещества- с баллоном высокого давления (б) и с газогенерирующим устройством (г)?
И ни в одном из указанных документов не предусмотрено применение огнетушителей с учетом области применения:  Т- транспортный согласно ГОСТ Р 51057-2001. 
Учитывая сложившуюся ситуацию редакция журнала «Безопасность индустрии туризма» направила запрос в Правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения рассмотреть и прокомментировать изложенные выше факты разночтений и неувязок нормативных правовых актов в части оснащения колесных транспортных средств, и в том числе автобусов, используемых для организованной перевозки группы детей, системами и средствами обнаружения и тушения пожаров, в том числе огнетушителями, а также ответить на целый перечень специально подготовленных вопросов.
Подробно об этом вы сможете узнать в одном из номеров журнала «Безопасность индустрии туризма».
Мы приглашаем также специалистов и экспертов высказать свое мнение относительно безопасности автобусных перевозок, в том числе перевозок детей, туристов, противопожарной защиты транспортных средств, технической оснащенности. Какие эффективные технические средства обеспечения безопасности и противопожарной защиты могут быть применены на автобусах? Попытаться ответить на вопрос как обеспечить безопасность перевозок пассажиров и, в частности, детей?
И еще одни немаловажный вопрос: кто, какой государственный орган осуществляет государственный контроль (надзор) за пожарной безопасностью автобусов?
Ваши мнения и рекомендации мы просим направлять в адрес редакции:
 red@tourismsafety.ru